Найти тему

«Варяг-победитель» – хороший роман про попаданцев

Я не люблю жанр про «попаданцев». Нет, я не отрицаю, что там есть достойные произведения, автор продумывает мир, героев и всё такое – но, увы, таких вещей очень и очень мало. Я писал про «Боярскую сотню», которая, по сути, больше рассказывает про быт людей при Иоанне Васильевиче, чем про «попаданцев», но я не особо люблю тот период. Мне как-то больше интереснее читать про мир, в котором есть техника и тому подобные вещи. И такой роман мне попался…

Там, среди шумного моря, вьётся Андреевский флаг...
Там, среди шумного моря, вьётся Андреевский флаг...

Скажите мне, уважаемые читатели, все ли слышали песню «Варяг»? Ну, знаете, «Наверх, вы, товарищи, все по местам…»? А другую – «Плещут холодные волны…»? Обе они посвящены последнему бою крейсера «Варяг». 1904-й год, корейский порт Чемульпо, первое сражение Русско-Японской войны. И все мы знаем, чем оно закончилось – канлодка «Кореец» была взорвана, крейсер «Варяг» был затоплен экипажем. Собственно, японцы его потом подняли и назвали «Сойя», но это уже, как говорится, совсем другая история.

Сражение в бухте Чемульпо. Рисунок
Сражение в бухте Чемульпо. Рисунок

В нашем мире люди очень долго спорили о том, мог ли «Варяг» уйти из Чемульпо, и чем бы это грозило японцам. Собственно, Русско-Японская война, точнее, её морские сражения показали, что русский флот был не готов к войне. Совершенно не готов. Вот, например, тот же «Варяг» – по всем документам, отличный корабль, способный на многое. Быстроходный, защищённый, опасный. Только вот – на момент начала войны, он был практически «беззубым». Например, потому, что его снаряды имели такие взрыватели, что для их взведения нужны были какие-то совершенно невероятные условия. То есть, снаряд мог пробить много чего на своём пути, но так и не взвестись. Соответственно, такие снаряды и взрывались довольно редко. А «сделать дырочку» в корабле противника – это, конечно, хорошо и здорово, только вот, проблем у противника от такой «дырочки» будет только «как её потом заделать». А вот, когда снаряд исправно взрывается после пробития брони и выводит из строя оборудование, ранит и калечит членов экипажа, уничтожает технику и прочее – вот это и есть «удачное попадание»…

Так вот, на одном ресурсе даже не раз моделировали тот бой, чтобы понять – мог ли «Варяг» уйти. Моделировали очень активно, участвовали люди почти со всего мира, кому это было интересно. Даже японцы «играли» за Уриу, а потом и за Того – так как моделировали потом и Цусимское сражение, в котором были разгромлены силы адмирала Рожественского… В общем, много всего было смоделировано. И пришли люди к выводу, что ситуация сложилась такая, что кто-то, как «подыгрывал» Японии. С русских кораблей то не могли определить расстояние до цели, то постоянно «мазали», то что-то ещё. Если попадали, то не пробивали брони, если пробивали, то снаряды не взрывались – и так далее… И вот именно на этом материале и родилась у Глеба Дойникова (как зовут автора «Варяга») идея романа…

Обложка романа
Обложка романа

Скажу сразу, самая, наверное, слабая часть произведения – способ, каким главные герои попали в прошлое. Способ, на самом деле, избитый и неоригинальный. Учёные разработали аппарат, при помощи которого можно перемещать сознание человека в прошлое. Естественно, на разработку даже прототипа денег не было, и они обратились к какому-то олигарху, у которого деньги были. Не знаю, кто стал его прообразом для романа – я в олигархах не особо понимаю, но тот денег дал. И работа, как говорится, «закипела». Прототип был построен, но нужны были эксперименты. Можно отправить в прошлое, например, создание мыши – но как понять, что эксперимент прошёл успешно? Был нужен человек, но – как найти добровольца? Даже сам олигарх вряд ли согласился бы – если бы не было гарантии, что всё получится. И вот решили найти человека и попробовать отправить его туда, где он с гарантией не смог бы ничего изменить, и с поручением – действовать максимально непохоже на оригинал. И так получилось, что таких ситуаций, где нельзя было ничего изменить учёные особо и не знали. Только бой в бухте Чемульпо. Соответственно, это событие и было выбрано для эксперимента. Ну, в самом-то деле, что может пойти не так? «Варяг» находится не в самой лучшей форме, его снаряды ни на что не годятся – кроме как делать аккуратные дырочки – и, то, если броню той же «Асамы» пробить удастся! Так что – точно ничего не изменится. Ну, пройдёт «Варяг» чуть большее расстояние – ничего же не изменится!

В общем, был выбран человек, который прекрасно знал историю Русско-Японской войны. Ему сказали, что это просто такая компьютерная симуляция, что ему просто надо «действовать, не как Руднев». А потом – 10000 евро, и свободен! Ну, кто бы от такого приза отказался, не так ли? Вот и Петрович, как звали этого парня, согласился. И, как говорится, «всё заверте…».

Вот что может учудить человек, который знает о том, какие на «Варяге» были проблемы? Ему сказали – действовать не как Руднев? Ну так – это можно, тем более что с позиции послезнания можно очень много всего придумать, что Петрович в итоге и сделал… Так что, произведение на самом деле получилось цельным и интересным. Да, потом, когда начали появляться другие персонажи из «нашего времени», темп повествования снизился. Тем не менее, авторское видение того, как изменился ход РЯВ после выхода «Варяга» на оперативный простор, как минимум, заслуживает внимания.

Продолжение
Продолжение

Есть и вторая книга, в которой рассказывается о том, как вообще изменился ход самой Русско-Японской войны, о том, как герои начали «прогрессорствовать» и вообще менять историю. Я не могу сказать, что согласен со всем, что автор описал в своих произведениях, но совершенно точно могу сказать, что описал он всё это очень даже хорошо. И, не могу не сказать, что мне очень понравились изменения, что произошли с характером одного из героев – Вадика, студента-медика, который «попал» в тело доктора с «Варяга». То, как он из мажора и бабника превратился в отважного и честного человека, то, как он полюбил одну даму – это, на мой взгляд, очень сильный сюжетный ход…

К плюсам данного произведения можно отнести проработку деталей, раскрытие характеров главных и второстепенных героев и само описание мира – в основном, конечно, Российской Империи того времени. Конечно, можно сказать и о недостатках – например, самым главным из которых является то, что третий роман так и не был дописан.