Во время онлайн-консультации Ирина Петровна Цыбулько рассказала об изменениях, внесённых в структуру экзаменационной работы 2022 года, объяснила, чем вызваны эти изменения, и пообещала выпускникам и учителям, что в КИМах не встретятся формулировки и термины, которых нет в школьных учебниках.
Посмотреть эту видеоконсультацию можно было несколько дней назад, но времени ни на что не хватает: то с учениками занимаюсь, то кота лечу, то фигурное катание смотрю. Но вчера добралась наконец и до Ирины Петровны. Вещала она час. Весь час лучилась улыбкой и твердила как мантру: "Я к вам только с хорошими новостями".
Чтобы сэкономить время тем, кто ещё не смотрел, я все "хорошие новости" упаковала в "октябрьские тезисы":
- новое задание только одно - это задание №1, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста;
- в заданиях 4-5 не будут встречаться слова, не зафиксированные в словниках, опубликованных на сайте ФИПИ;
- в задании 16 изменилась подборка языкового материала: однородные и неоднородные определения раньше встречались изредка, теперь будут обязательно (в ответах может быть 2, 3 или 4 предложения);
- уточняющих членов предложения в 16-м задании не будет;
- в задании 19 выпускникам предстоит поработать с предложением с несколькими придаточными;
- сочинения объёмом 70-149 слов будут проверяться по более жёстким критериям;
- сочинение ЕГЭ имеет свободную структуру ("идите вслед за своей мыслью" - и будет вам счастье);
- все усложнения введены для того, чтобы соответствовать высоким стандартам, по которым учились нынешние умные и талантливые выпускники;
- все изменения были опробованы на школьниках - они прекрасно справляются с усложнёнными заданиями, следовательно, продолжительность экзамена остаётся прежней: 210 минут "всем хватает";
- предложенный проект ЕГЭ очень понравился выпускникам, учителям и научному сообществу ("не было никого, кто был бы против"), поэтому официальная демоверсия не будет отличаться от опубликованного проекта;
- в вариантах КИМов не будет заданий, которые имели бы неоднозначную трактовку: "только самые базовые знания".
Ну, с последней "хорошей новостью" сразу поспешу не согласиться, потому что даже в опубликованном демонстрационном варианте в 20-м задании дано очень спорное предложение:
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В детстве Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
Ответ: 123
Обстоятельство "в детстве", на мой взгляд, можно отнести и к первой, и ко второй части: в детстве Илюша был впечатлительным, в детстве он любил слушать сказки. Значит, запятая на цифре 1 очень сомнительная. Поэтому не надо, Ирина Петровна, рассказывать сказки о базовых знаниях и однозначных трактовках.
На сегодня всё. Кто-нибудь уже начал работать с первым заданием? Есть в продаже обновлённые сборники? Или только год на обложке поменяли, а "внутренности" оставили нетронутыми?
Кстати, в прошлом году на канале была опубликована статья "Капканы" 16-го задания ЕГЭ по русскому языку, где в том числе рассматривались предложения с однородными и неоднородными определениями. Многие читатели тогда отмечали, что это лишняя для учеников информация: ведь в 16-е задание подобные предложения не включаются. Оказалось: я просто немного опередила время.
Всем хорошего настроения и солнечной осени желает автор канала Люблю читать, люблю писать