Найти тему
История без купюр

Бабий Яр: неудобная трагедия

Оглавление

Украинская профессиональная и официальная история разрывается между тремя версиями о том, что произошло в Бабьем Яру Киева. Мучается не только потому, что они противоречат друг другу. Дело в том, что они настолько далеки от правды, что натянуть их можно только на националистический глобус Украины.

Ложь первая. Вообще ничего не было

Расцвет неонацизма в Европе семидесятым и восьмидесятых вызвал целый вал публикаций и книг, в которых так или иначе отрицался Холокост. Можно вспомнить Фредерика Тобена, Дэвида Ирвинга и Дэвида Хогана. Для многих историков и политиков в Киеве именно их весьма сомнительное творчество стало ориентиром для пересмотра собственной истории. И это несмотря на евроинтеграцию и как бы опору на леволиберальную политику. А ведь либералы в той же Германии очень стараются посадить всех этих псевдоисториков в тюрьму. Киев умудряется совмещать. В результате хватает публикаций, которые вообще отрицают какие-то преступление нацистов во время оккупации Украины. А уж просто статей и постов в интернете об этом вообще море.

Памятник в Бабьем Яру, Киев. Источник: Яндекс.Картинки
Памятник в Бабьем Яру, Киев. Источник: Яндекс.Картинки

Чаще всего следуют схеме: покажите останки в Бабьем Яру, кто сказал, что это останки евреев и красноармейцев, это убитые чекистами в 37 году, и вообще ничего не было. Ущербность такой логики как минимум в том, что отрицатели не учитывают показания огромного количества очевидцем этого преступления. Во-первых, они как-то забывают о приказе оккупационных властей города, согласно которому евреи должны были прийти на сборный пункт для переселения. Не выполнившим это грозили расстрелом. Это не миф, его хорошо запомнили киевляне. Как и группы евреев, которые шли к точке сбора. Запомнили и последовавшую волну поиска уклонившихся евреев, когда соседи торопились сдать их немцам. Так проявили себя не все киевляне, но и такой мерзости, по-другому и не скажу, хватало. И вот ни один из отрицателей не может объяснить, куда все эти евреи подевались. Если из депортировали, то куда?

Во-вторых, существует огромный пласт воспоминаний и материалов допросов самих немцев, которые непосредственно принимали участие в расстрелах или узнали о них из первых рук. Август Хефнер, оберштурмфюрер СС, командир части зондеркоманды 4a, в 1965-68 годах дал признательные показания в немецком суде. В частости его слова: «Так заполнялось дно лощины. После того, как дно лощины было заполнено, расстрел дальше происходил так, что в этой яме были расстреляны послойно пласт за пластом». Гауптвахтмейстер полиции Георг Бидерман в тот же период: «Взвод войск СС постоянно ездил на казни […] Все, что в Киеве имелось, было назначено на эти казни, в том числе, естественно, ЕК 4а и наш 1-й и 3-й взводы. Перед началом казней я должен был для всех заготовить продовольствие, особенно для взвода войск СС. Было приобретено большое количество алкоголя, в том числе ром, коньяк и шампанское». Пойманный в 1946 году бывший полицай О.Стасюк рассказывал, как участвовал в разборе и перевозке вещей, которые остались от расстрелянных. Про казнь упоминает уполномоченный Министерства оккупированных восточных областей (Восточное министерство) при группе армий «Юг» гауптман д-р Ганс Кох (Hans Koch).

То самое объявление. Источник: Яндекс.Картинки
То самое объявление. Источник: Яндекс.Картинки

В-третьих, несмотря на немецкий ордунг в этом аду оказались выжившие. Повезло в основном детям. Раису Штейнберг из ямы за руку вытащил немецкий солдат. Константина Белоуса мать вытолкнула из строя обреченных в кустарник, где они и пересидели. Геня Баташева просто потерялась в толпе, когда шла к месту сбора, не смогла найти родных и осталась жива. В Дину Проничеву не попала ни одна пуля, но она догадалась притвориться мертвой и смогла в результате выбраться. Цезаря Кац спасла няня, полицаи увидели, что по паспорту она украинка, а его приняли за ее сына и вывели из толпы в самый последний момент. Елены Бородянская-Кныш перед самым выстрелом успела бросить в ров свою четырехлетнюю дочь и упала сверху сама, сверху стали падать другие люди, уже мертвые и скрыли их от убийц. Примерно также выжила Неся Эльгорт. Показания их полностью или частично можно найти даже в интернете.

Почему-то именно рассказы выживших вызывают у отрицателей особенное сильное желание все извратить. Например, в сети гуляют отрывки книги Татьяны Тур, озаглавленное претенциозно «Правда о Бабьем Яре - документальное исследование». В них она называет выжившими «прихвостнями НКВД» и пытается дезавуировать их показания. Но отталкивается при этом на второстепенные факты, зачастую даже на ощущения. Например, Раиса Дашкевич уверена, что было тепло, а Дина Проничева умирала от жажды. Конечно, совсем не учитывается такой неудобный факт, то даже в одной комнате кому-то будет холодно, а кому-то жарко. Зато Тур совсем обходит вниманием на то, что все свидетели, очень разные люди, которые физически не могли договориться, в основных фактах, сошлись на все сто процентов. Точнее списывает все это на заговор. Ну, библиотека журнала «Персонал» при Межрегиональной Академии управления персонала, где книга вышла, это хорошо известная националистическая помойка.

Ложь вторая. В СССР засекретили трагедию, так как именно коммунисты во всем виноваты

Другая ложь, которую активно транслируют даже официальные лица больше основана на фактах, правда перекрученных, и при этом противоречит первой. Удивительно, даже очевидная нелогичность, не мешает «государственной» истории продвигать их одновременно. Упор в данном случае делают на то, что СССР вроде бы долго и упорно скрывал историю Бабьего Яра. И дальше плавно поводят к мысли, что скрывал не просто так, а чувствовал себя виноватым в этой трагедии. В чем собственно виноват – пока непонятно. Ничего внятного придумать не смогли.

Основная версия: в сентябре в оккупированном Киеве произошло несколько взрывов в центре, которые дескать и спровоцировали немцев на чистку евреев. Тот факт, что в других городах, например во Львове и Одессе, массовые казни прошли и без всяких взрывов, никого не смущает. Немцы даже не скрывали, что это всего лишь повод. Шаткость этой конструкции понимают и украинские историки, поэтому начинаю фонтанировать совсем уж дикими идеями.

Оккупация Киева. Источник: Яндекс.Картинки
Оккупация Киева. Источник: Яндекс.Картинки

Например, во время одного из круглых столов украино-еврейский общественный деятель Йосиф Зисельс заявил буквально следующее: «Конечно, нацисты поощряли к доносам, но люди уже были к этому подготовлены. Была и материальная стимуляция, как писал Солженицын, что за беглого каторжника давали два сельди. И немцы-то давали, и советская власть-то давала, она поощряла к доносам. Если бы не было доносов, возможно, выжило бы гораздо больше, чем выжило в Киеве евреев», — объясняет активист еврейского движения». Дескать если и сдали киевляне евреев, но виноваты не они, а советская власть, которая научила их стучать.

Министр культуры Украины Александр Ткаченко недавно заявил, что в Бабьем Яру похоронены «жертвы тоталитарных режимов», что СССР виновен так же, как и Нацистская Германия, и все потому, что долго скрывал об этом преступлении. В действительности все эти обвинения надуманы. Первое сообщение о расстреле в Киева появились еще в 1942 году в статье Ильи Эренбурга, посвященной годовщине оккупации города. И не где-нибудь, а в «Красной звезде» 27.IX.42 г. В 1944 году тот же Эренбург написал стихотворение «Бабий Яр», в следующем году появилась поэма Льва Озерова, еще через год – Яков Хелемский написал стихотворение.

Выступление Евтушенко. Источник: Яндекс.Картинки
Выступление Евтушенко. Источник: Яндекс.Картинки

Однако, у первых публикаций на эту тему есть одна особенность. В СССР не очень приветствовали, когда авторы делали акцент на то, что жертвами в основном стали евреи, поэтому говорилось о «советских людях». В общем-то формально власти были правы. Бабий Яр стал могилой для советских военнопленных, коммунистов, подпольщиков, пациентов психбольницы им. Павлова, двух цыганских таборов, узников Сырецкого концлагеря, даже украинских националистов, которые вышли из доверия окупантов. Жертв хватало. С другой стороны, немалую роль играла развернувшаяся в СССР борьба с сионизмом. Поэтому долгое время историю Бабьего Яр активно не освящали. Не замалчивали и не скрывали на самом деле, упоминаний в литературе и публицистики хватало. Но все же почти не обсуждали, до знаменитого выступления поэта Евтушенко, когда в 1961 году в зале московского Политехнического музея, он с большим успехом в первый раз прочитал свой стих «Бабий Яр». Позднее Анатолия Кузнецова, на основании личных воспоминаний и рассказов очевидцев, написал роман «Бабий Яр», который тоже прогремел. Его, конечно почеркала цензура, но правки касались некоторых антисоветских пассажей, а не истории массовой казни. После этого увековечиванием этих событий занялись серьезно.

У советских властей было еще одна причина, из-за которой истории массовых казней, проведенных фашистами на оккупированных территориях, вообще старались не поднимать. И речь шла не только о произошедшем в Киеве, но и во Львове, Прибалтике… Увы, но советские люди там повели себя совсем не по-советски. Сдавали коммунистов и евреев, мародерствовали, обирали казненных, занимали их квартиры, сами участвовали в казнях. Руководство многих национальных республик, задетых войной, старались эти факты если не уничтожить, то хотя бы не поднимать из архивов. На мой взгляд установка «давайте не будем ссорить народы», тут только способствовала возрождению национализм.

Ложь третья. Бойцы УПА не виноваты, потому что их тоже казнили в Бабьем Яру

Изначально именно эту ложь продвигали украинские власти активнее всего. Даже условно пророссийский Янукович не мешал работе в этом направлении. Тут используется простейшая логическая ловушка. Как будто что-то мешает одному и тому же человеку сначала оказаться среди палачей, а потом уже среди жертв. Уже одного этого достаточно понять несостоятельность этой лжи. Но давайте остановимся подробнее.

Начнем с того, что в 1941 году немцы довольно осторожно относились к различным коллаборантам, которых они набрали на территории СССР. Их привлекали на вспомогательные роли, а расстрелами занимались войска СС. Это затем выяснилось, что всяким националистам можно поручить массовые казни и те развернулись. А в сентябре 1941 года украинские полицаи «всего лишь» вели колонны обреченных на казнь, охраняли периметр, а также собирали и сторожили вещи убитых. Как по мне этого уже достаточно, чтобы оказаться замаранным. Тот факт, что часть националистов, и практически всю верхушку тогдашнего УПА в городе расстреляли там же буквально через пять месяцев – это скорее злая ирония истории, чем оправдание.

Так получилось, что украинские националисты из УПА Мельника, как когда-то Мазепа, решили, что иностранный завоеватель построит им маленькое уютное национальное государство, где они могли бы пануваты, как им заблагорассудиться. Они при этом продолжали лизать сапоги немцам, печатали оды в честь Гитлера в своей газете «Украинское слово», но при этом занялись созданием своих управленческих структур, акционированием в свою пользу бывших советских предприятий (практически приватизация), пропагандировали создание независимой Украины и, что уж там, немного подворовывали.

Иван Рогач (слева) и Владимир Багазий (справа). Источник: Яндекс.Картинки
Иван Рогач (слева) и Владимир Багазий (справа). Источник: Яндекс.Картинки

Мельник и последовавшие за ним не учли только одно. У немцев на территорию Украины были свои планы. Им не нужны были какие-то параллельные структуры, им хватало своей, чисто немецкой, администрации. И уж тем более у них не было никакого желания отдавать УПА какие-то предприятия. Впрочем, может быть, самостийность бургомистра Киев и компании не заметили бы дольше, но немцев страшно беспокоили пропажи товаров и продуктов со складов города. Они рассчитывали на все награбленное на Украине и делиться ни с кем не хотели. Так что к деятельности националистом присмотрелись… Кстати, немцев нешуточно обидело, что у Ивана Рогача, редактора той самой газеты «Украинское слово» обнаружили кипу советских денег, «зачем они ему, спрашивается?», а бургомистра Владимира Багазия огромные запасы продовольствия, которые не достались фатерлянду. Терпеть оппозицию и воровство немцы не стали и скопом всех расстреляли.

Извиняет ли это как-то Багазия, который в сентябре 1941 года был заместителем бургомистра, занимался организацией казней и лично присутствовал на некоторых расстрелах? Или Рогача, который в своей газете призывал выдавать евреев и коммунистов, даже требовал убивать их? Вряд ли.

И напоследок. Бабий Яр – это трагедия. И трагедия не только войны и Холокоста. То, что происходит вокруг нее сейчас не менее отвратительно. Пусть Бабий Яр совершенно не вписывается в современную украинскую идеологию, правда о нем неудобна и историческая справедливость никому не нужна. Но и жертва похороненные там совершенно не заслуживают той лавины лжи, которая на них обрушилась.