Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Памяти художника. Часть первая

«Вся моя прошедшая жизнь – это будущее какого-то аскинского мальчика, который сегодня впервые взял в руки кисть и тихо произнес золотые слова: я буду художником…» Владимир Игошев

28 октября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения народного художника СССР Владимира Александровича Игошева. Уроженец Башкирии, большую часть своей творческой жизни посвятивший народам Севера – ханты и манси, почти неизвестен у себя на Родине. Известный и в то же время забытый… Чем объяснить такой феномен?

Мое изучение творчества художника Игошева началось более 10 лет назад. С одной единственной фотографии. В конце 90-х годов прошлого века на родине художника из-за аварийного состояния был закрыт богатейший историко-краеведческий музей. Все экспонаты пылились в кладовке районного Дома культуры. И продолжали бы там пылиться, если бы не энтузиасты – библиотекари. Именно они начали разбирать все документы, бесценные фотографии, чтобы сохранить для потомков. Случайно, во время беседы с заведующей библиотекой, я увидела фотографию Игошева на столе. Стало интересно. Информации никакой не было. Тогда я не могла даже предположить, что мои поиски начнутся именно с этой фотографии и приведут меня в Уральский Государственный университет, на факультет искусствоведения, который я окончу с отличием. Более того, тема моих курсовых и дипломной работ была всегда одна – творчество Владимира Александровича Игошева. А после защиты дипломной работы, по совету своего научного руководителя, кандидата философских наук, доцента кафедры истории искусств Уральского федерального университета Ольги Алексеевны Уроженко, я опубликовала небольшое научное исследование «Неизвестные страницы творчества художника В.А. Игошева». В течение нескольких лет я открывала для себя Игошева – художника, солдата, поэта, писателя, человека. Это открытие сопровождалось удивительными знакомствами с его родственниками, друзьями, учениками, недругами, всеми теми, кто знал его лично. Мне пришлось изучить много документов, статей, монографий, чтобы составить целостное представление о творчестве художника-земляка. Чем больше я погружалась в его творчество, тем больше возникало вопросов, причем на некоторые я так и не нашла ответа…

-2

По меткому выражению классика, все мы родом из детства. Детство Владимира Александровича Игошева прошло в очень живописном месте, на севере Башкирии. Игошевский хутор располагался в лесу, на берегу небольшого озера, недалеко от деревни Першино. В 20-е годы прошлого века дед Владимира Александровича срубил дома троим сыновьям и основал хутор. Семьи занимались хлебопашеством и пчеловодством. Родители будущего художника, Александр Александрович и Ольга Филлиповна, воспитывали четверых детей: Александру, Анну, Наталью, Владимира. В семье чтили традиции и обычаи, соблюдали религиозные праздники. Однажды на хутор приехал священник из села Аскино. Пока он читал молебен, маленький Володя достал уголек из печки и на обложке старого журнала нарисовал его портрет. Это был первый художественный опыт четырехлетнего мальчика. Священник портрет оценил, покачал головой и произнес незнакомое для ребенка слово «талант». С тех пор Володя не расставался с карандашом и бумагой. Это увлечение поддерживала сестра Нюра.

Первую выставку своих работ маленький Володя устроил дома. В прихожей, вместе со старшей сестрой Наташей они развесили более десятка рисунков, выполненных цветными карандашами. Здесь были и перерисовки с картинок из журналов, и рисунки по памяти (лошади Воронко, Пеганко, заяц, двоюродный брат Ваня). Яркие детские впечатления о своей малой родине художник описал в своей книге «Глазами сердца». «Счастливейшим событием всегда было то, когда отец брал меня с собой, направляясь на Петровскую мельницу, а еще когда ехал на базар или на ярмарку в Аскино, вот уж где можно было наглядеться на разные разности. А сама дорога! Едем то лесом, то полем, по холмам, по оврагам, пока не выедем на большой тракт. Слева и справа от широкого тракта стоят шумящие листвой столетние дубы и березы, через лога и овраги проложены крепкие мосты. Еще не выехали на Белую гору, как впереди над дорогой показался купол церкви с блестящими на солнце крестами, а через минуту с горы уже видно почти все Аскино, его улицы и отдельные высокие тополя в палисадниках и светлую ленту реки. Далеко за село уходят поля, засеянные хлебами, слева их обрамляют высокие холмы белоснежными березами Петровского леса, а справа от речки поднимаются на высокую гору хвойные леса Вакутинского… Аскино… как ты манило к себе мою детскую душу, сколько было в этом слове таинственного очарования, каким ты казалось большим, красивым и многолюдным».1 Разве это не пример словесного пейзажа? Позже, во время учебы в институте, эти впечатления детства воплотятся в картине «Село Аскино с Вакутинской горы» (1947 г.).

-3

В 1930-е годы XX века семья переехала в село Аскино, которое находилось в 7 километрах от хутора. Здесь Володя Игошев в 1936 году окончил школу – семилетку – и поступил в Уфимское художественное училище. В своих воспоминаниях он очень тепло отзывался о своих преподавателях – Александре Эрастовиче Тюлькине и Иване Ивановиче Урядове. Оба – выпускники казанской школы. Тюлькин – ученик Фешина, прекрасный живописец. Именно он воспитал плеяду будущих известных художников в Башкирии. Урядов – прекрасный рисовальщик. Он всегда обращал внимание учеников на рисунок, приучал их работать с натуры, рисовать везде, где возможно. По его мнению, зарисовки всегда могут пригодиться в работе. Очень много времени Владимир Александрович проводил в музее имени М.В. Нестерова. Его впечатляли картины старых мастеров. Он копировал работы, рисовал этюды. Особое благоговение он испытывал перед картинами М.В. Нестерова. В 1940 году Игошева призвали в армию. Служил в Прибалтике, в городе Двинске (Даугавпилсе). Здесь и застала его Великая Отечественная война. Во время отступления пришлось уничтожить все документы и оставить этюдник с красками. Рисовать в первые месяцы было некогда. Служил Владимир Александрович в орудийном расчете, разведке, политотделе. Воевал на Северо-Западном, Донском, Сталинградских фронтах. Позже, когда война станет привычным занятием, он станет рисовать портреты своих товарищей. Рисовал на чем придется: на обложках старых тетрадей, даже на промокашках. Дарил фронтовым товарищам. Таких портретов собралось более 60. Однажды в дивизию прибыла делегация из Башкирии с подарками для земляков. Именно с ними Владимир Александрович отправил все рисунки своему учителю Урядову. В 1943 году в Уфе состоялась первая персональная выставка художника, где были представлены его фронтовые рисунки. Позже, в мирное время, эти рисунки послужат основой для таких картин «Защитникам Родины», «У колодца», «Прощальный взгляд».

В 1944 году Владимир Александрович был принят в члены Союза художников СССР. После тяжелого ранения был демобилизован и поступил в Московский художественный институт им В.И. Сурикова. Его учителями стали прославленные художники – портретисты Г.Г. Ряжский, К.М. Максимов, Д.К. Мочальский. Именно тогда у Игошева проявляется интерес к портретному жанру, не только к передаче достоверности образа, но и характера портретируемого. У художника формируется свой особенный художественный почерк. Его отличает точная композиция, богатая палитра, скрупулезное внимание к мельчайшим деталям, умение проникнуть в глубину образа. Изредка он старается приехать в отчий дом. В одну из своих поездок в родное село, в 1948 году, он написал иконы для Свято-Никольского храма. Долгое время о них ничего не было известно. Художник не афишировал свое занятие иконописью. Лично у меня возникло много вопросов. Что же могло вдохновить его? Возможно, влияние его любимого художника М.В. Нестерова. А может, негласный обет, данный Богу во время войны. Возможно, просьба священника Аввакума, который служил в местном храме… Версий много. Атрибуция икон, устные и письменные свидетельства его родственников позволили установить авторство В.А. Игошева. Именно об иконах он вспоминал в своих последних письмах родным.2

-4

С 1951 года начинается самостоятельная творческая жизнь художника. Он уезжает в г. Свердловск и преподает на кафедре архитектуры в УПИ. 17 лет жизни пробует себя в разных жанрах – портрете, пейзаже, натюрморте. Владимир Александрович открывает для себя рабочую тему. Он пишет портреты горняков, металлургов, ученых. 1954 год стал переломным в творчестве художника. Поездка на север Свердловской области положила начало главной в его жизни «северной темы». Впереди будут персональные выставки, поездки за рубеж. Но северная тема захватит художника на целых 40 лет. В одном из своих интервью журналу «Родина» В.А. Игошев объяснял, что привлекло его в суровых условиях Севера: «Поехал в Бурмантово, это на реке Лозьве, оттуда меня на оленях Степан Николаевич Куриков повез в стойбище. Сорок километров по кочкам таежным. И меня это так захватило, что я прожил в стойбище месяц. Нашел наконец золотые россыпи. Лица! Характеры! Охотники, оленеводы… А старухи! Их руки. Как из мореного дуба, только писать и писать! Меня поразили эти люди, одновременно бескомпромиссные и добрые. В таких суровых условиях тайги жить и выжить в те годы! А какие там дети… Они дети природы. Они охраняют все, что дала им природа. Они живут духом там, где родились. Я счастлив, что видел их и полюбил».3 Игошев был первым художником, кто пришел к манси. Он открыл нашей стране неизведанные ранее места, нетронутую цивилизацию. Его герои – обычные люди. Старики, старухи, младенцы. Ему пришлось изучать их национальный характер, быт, традиции. Поначалу к художнику отнеслись с недоверием и опаской. Называли Белым шаманом. А потом привыкли и полюбили. По образному выражению искусствоведов, Игошев стал летописцем народа манси.

1 Игошев В.А. Глазами сердца. М., 2000. С. 74-76.

2 Хусниярова Ф.А. Неизвестные страницы творчества художника В.А. Игошева. Екатеринбург, издательство Уральского университета, 2012. С. 45.

3«Делал дырочку в рукавице, держал кисть и писал» /Беседа Л. Аннинского с В.А.Игошевым)//Родина.2003. № 8. С. 64-67.

Продолжение следует...

Автор: Фарида ХУСНИЯРОВА

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!