Найти в Дзене

5 причин, почему в чешском университете учиться намного приятнее, чем в российском

Оглавление

Привет, меня зовут Саша. Я уже второй год учусь в Чехии в магистратуре Масарикова университета на факультете социальных наук. Сокращенно мы его называем Масарик или Масаричек (или уж на худой конец Муни) и не сильно обижаемся, когда говорят, что в Масарик идут те, кто не смог поступить в Карлов университет в Праге — старейший и самый престижный чешский вуз.

До этого я закончил в Москве популярную Вышку (Высшую школу экономики) — передовой российский вуз, борющийся за звание главного в стране. Про противостояние Вышки и МГУ знает каждый российский абитуриент. Для меня оно похоже на битву между Карловым и Масариком. Молодость против опыта, прогресс против традиций, подающий надежды андердог против уставшего чемпиона.

И раз моя бывшая и нынешняя альма-матер довольно схожи, захотелось сравнить (люди любят таким заниматься), где же всё-таки учёба лучше. Из названия статьи вы догадались, что для меня Чехия победила. Но давайте сначала обсудим, почему. А потом вы уже сами вынесете вердикт.

Как устроена система

В помещениях Масариков университет вполне совпадает с Вышкой. Просторные, чистые, новые. Тут всем плюсик
В помещениях Масариков университет вполне совпадает с Вышкой. Просторные, чистые, новые. Тут всем плюсик

Когда я учился в бакалавриате, в Вышке уже была кредитная система. Как она работает? За каждый успешно сданный предмет студент получает какое-то количество кредитов. Если к концу обучения набираешь достаточное (прописанное в учебном плане) количество кредитов — получаешь диплом. Точно такая же система в Чехии. Дьявол, как всегда, в деталях.

В Вышке на словах провозглашалось, что есть обязательные предметы, а есть предметы по выбору. Но по факту никакой разницы не было. Весь поток шёл по одной программе. На каждый семестр ты получал набор предметов, которые нужно пройти. Как в школе.

В Чехии действительно есть свобода выбирать предметы. Я сначала сильно растерялся. Потому что никто не говорит тебе план, по которому надо идти. Никто не говорит, какой предмет изучать сначала. Из-за этого на одном курсе могут оказаться совершенно разные люди: например, те, кто только начинает учиться в магистратуре и те, кто уже заканчивает. Больше того, можно взять курс, на который ходят и бакалавры и магистры, да и ещё и с разных факультетов.

В Чехии ты можешь вообще не брать обязательные предметы в каком-либо семестре. Можешь вместо них записать иностранные языки, много разной физкультуры и, не знаю, курс про жизнь Александра Македонского. Это всё ок и никто даже бровью не поведёт. И главное — ты пройдёшь в следующий семестр.

Конечно, общие рамки есть (иначе никак), но ты свободен внутри них сильно менять свой маршрут. Хочется в осеннем семестре плотно поучиться? Пожалуйста, набери кучу предметов, сдай, а потом весной возьми всего два. И ходи в университет как на праздник.

Сессия (меньше зубри, больше рассуждай)

Ещё один плюс — здание моего факультета находится в центре. А город небольшой. Я живу на окраине и мне до универа 20-25 минут от двери до двери. В Москве минимум час
Ещё один плюс — здание моего факультета находится в центре. А город небольшой. Я живу на окраине и мне до универа 20-25 минут от двери до двери. В Москве минимум час

Ооо, сессия! В России это пора зубрёжки, бессонных ночей и нервов. Что в Чехии?

Во-первых, для сдачи экзамена преподаватель даёт 4-5 дат на выбор. Они разбросаны в течение месяца, так что ты можешь поставить сложный предмет в самый конец сессии, чтобы побольше подготовиться. Или наоборот, сдать в первую дату и не волноваться.

Во-вторых, понятные критерии оценивания. Они прописаны заранее в описании курса. Сказано, сколько баллов получишь за ту или иную работу. Отмечу, что в Вышке при мне такое уже было, это очень удобно.

В-третьих, преподавателей не столько волнует форма, сколько содержание. Длинные развернутые ответы мало кому нужны. Все просят коротко и по делу. Самую суть.

Внутренняя интерактивная система

Как выглядит система Масарикова университета изнутри
Как выглядит система Масарикова университета изнутри

У Масарикова университета лучшая внутренняя интерактивная система в истории интерактивных систем. За неё университет даже получил какую-то престижную премию технологического прогресса, но это ладно. Главное — реально работает.

Не надо бесконечно ходить в учебное отделение. Даже писать им не надо. Просто нажимаешь одну кнопку — получаешь подтверждение об обучении, нажимаешь другую — подаёшь заявление на стипендию.

Общение с преподавателями, расписание, материалы курсов — всё внутри системы. Предметы ты тоже выбираешь и записываешь там. Сколько времени, сил и нервов это сберегает — много.

К сожалению, в других чешских университетах в этом плане дремучие девяностые. Да, Карлов, я смотрю на тебя. В Вышке такой общей системы вообще не было (сейчас, наверное, уже есть), многие вопросы можно было решить через почту, но походов на учебное отделение всё равно было не избежать.

Отношение преподов

В России бы сказали «лояльное». Для чехов же — совершенно обыкновенное. Редко встретишь неприятного, уставшего и злого преподавателя. Обычно они стараются тебе помочь и не вставляют палки в колёса. Общее настроение «Ура, как мы рады, что вы хотите учиться! Только не уходите!». Конечно, говорю про свой факультет. Но по отзывам друзей такое отношение вполне в порядке вещей.

В московской Вышке чаще всего ощущалось бесконечная конкуренция, которая выжимает из тебя все силы. Не зря после сессии преподаватели присылали письма «Поздравляем всех, кто выжил!». Это больше «Игра в кальмара», чем пространство для изучения нового.

Общий подход

Как вы уже догадались, чешский подход более спокойный. Мы в России привыкли, что надо учиться много. Чем больше учишься — тем лучше. Достигай, борись, конкурируй, будь лучшим. Такая меритократическая философия пронизывала всё моё время обучения в Высшей школе экономики.

В чешском Масариковом университете я как-то впервые перестал чувствовать, что учёба — это каторга. Нет, это приятно. Это здорово. И необязательно ради этого убиваться и сидеть до ночи над книгами. Преподаватели относятся к тебе как к равному. Они не заваливают тебя материалом и не пытаются самоутвердиться. Опять, повторюсь, говорю про свой опыт в конкретном университете на конкретном факультете.

Конечно, высшее образование сильно зависит от личностей: ректоров, проректоров, преподавателей, ассистентов. Но всё же есть общее направление и атмосфера, которую создаёт школа. Правила московской Вышки мотивировали бороться и проталкивать себе путь локтями. Правила чешского Масарикова университета шепчут: «Не волнуйся и не торопись, высшее образование — это сложно, так что учись понемногу, отдыхай и не занимайся тем, чем не должен (не ходи относить бумажки в учебную часть)».

__________

Ставьте лайк и пишите в комментариях, о чём вам хотелось бы узнать в следующих постах. И подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие статьи о Чехии! 🍻