Продолжаю переводить Моргана Хаузела. Морган - один из лучших авторов, пишущих на тему финансовой грамотности. Оригинал статьи лежит тут. Большое спасибо Александру Грибанову за перевод.
Я сидел за своим рабочим столом на краю стула и ждал открытия биржи, готовый заработать очередные 50000 долларов за день, и думал что жизнь вряд ли может быть ещё лучше, чем сейчас. В тот раз я оказался прав. Она не стала лучше.
Так инвестор Джим Пол описывал момент, когда он превратился из самоуверенного человека в безработного банкрота.
У успеха есть неприятное качество приумножать уверенность сверх способностей. Чем дольше он длится и чем больше он завязан на интуиции, тем более правдивым становится это утверждение.
Именно поэтому “стать богатым” и “оставаться богатым” - это разные вещи. И поэтому у большинства конкурентных навыков есть срок годности. Джейсон Цвейг однажды сказал:
Быть правым - это враг того, чтобы оставаться правым, потому что заставляет вас забыть о том, как работает этот мир.
Естественно, возможно бесконечно поддерживать любые навыки, которые привели вас к первоначальному успеху. Многим людям и бизнесам это удавалось.
Но когда удается сохранить успех в течение долгого периода времени, то самый главный навык вовсе не технический и даже не специфичный для вашей сферы деятельности. Этот навык - способность определить и противостоять опасным чувствам, которые могут возникнуть и просочиться внутрь на любом уровне успеха.
Вот несколько примеров:
Избавление от паранойи, которая привела вас к успеху
Обычно происходит следующим образом:
- Ваша паранойя приводит вас к успеху, потому что держит вас в тонусе.
- Но паранойя - это стресс, поэтому вы быстро от нее избавляетесь, когда достигаете успеха.
- Вы начинаете терять свой успех, потому что избавились от главной его составляющей - и это ещё больший стресс для вас.
Так происходит в бизнесе, в инвестировании, в карьере, в отношениях - везде.
Майкла Морица из Sequoia Capital (американский венчурный фонд - прим. пер.) однажды спросили как их инвестиционной компании удается процветать на протяжение 40 лет.
“Мы постоянно боимся того, что придется уйти из этого бизнеса,” - таков был его ответ.
Это достаточно редкий ответ в мире, где большинство успешных людей смотрят на всё, чего им удалось достигнуть, и думают что не только могут вздохнуть с облегчением, но и что их навыки будут работать и дальше на автопилоте.
Опасное чувство возникает когда ваши цели (достижение такого успеха, чтобы можно было расслабиться) противоречат вашим навыкам (сосредоточенность, упорство, настойчивость). Она настигает вас, когда вам кажется что ваша тяжелая работа в прошлом даёт вам право на передышку.
Но вы не осознаете цену этой передышки, какой бы необходимой и заслуженной она ни была. Отчасти это делает достойными восхищения людей, который уходят находясь на вершине - часто они вовсе не бросают свое дело, но осознают, что качество, которое привело их на эту вершину, начинает ослабевать.
Искать недостатки в других тщательнее, чем возможности стать лучше самому
Грустная сторона жизни Орвилла и Вилбура Райтов в том, что им не удалось сколотить состояние на своем изобретении. Они оказались никому ненужными как только самолет полетел.
Одна из причин почему братья Райт так быстро проиграли была в том, что пока конкуренты тратили своё время на конструирование лучших самолетов, братья Райт тратили своё время на судебные иски за нарушение патентов.
Преследование конкурентов через суд стало их одержимостью. В какой-то момент в 1916 году Орвилл потребовал, чтобы за каждый произведенный самолет где угодно в мире производитель заплатил ему 10000 долларов, что было настолько высокой ценой, что никто не мог себе этого позволить. Это и было его целью. Но конкуренты, особенно во Франции и Германии, проигнорировали это требование, и Райты годами ходили в суд, пока те конструировали лучшие самолеты. И к моменту, когда патентная война закончилась, планер Райтов уже устарел.
Что-то вроде этого происходит, когда вы видите инвестора, который тратит целый день объясняя в Твиттере почему его конкуренты ошибаются. Меня всегда мучает вопрос: где они находят время, чтобы убедиться в собственной правоте?
Чарли Мангер говорит, что у вас не должно быть мнения на счёт чего-либо до тех пор, пока вы не начнете понимать противоположную сторону так же хорошо, как они сами. Это хороший совет, но с ним легко зайти слишком далеко. Почти всегда гораздо проще найти недостаток в системе, чем понять как необходимо сделать, чтобы всё работало как надо, точно так же, как гораздо проще разрушить отношения, чем их построить.
Опасное чувство возникает, когда ваша позиция строится вокруг критики противоположной стороны, вместо того, чтобы понять почему именно вы правы, или, что даже лучше, почему вы можете ошибаться.
Это весьма соблазнительная ловушка: гораздо проще указать на чужие недостатки, чем заставить всё работать как надо. Часто это сигнализирует о том, что вы на самом деле не разбираетесь в теме, но хотите в ней поучаствовать, и нахождение чужих недостатков - это всё, на что вы способны, потому что у вас нет собственной позиции, чтобы проанализировать ее. Возможно, именно так и случилось с братьями Райт, которые были гениальными конструкторами на заре авиастроения, но не имели достаточно навыков, чтобы вывести ее на новый уровень.
Ощущение владения темой, особенно когда она постоянно изменяется
Первый закон тяжелой работы в том, что вы ожидаете за нее вознаграждение. Разве может быть иначе?
Но опасное чувство возникает, когда вы хотите в качестве вознаграждения за годы тяжелой работы получить экспертность в своей сфере. Или думаете, что вам больше не придется обновлять свои знания, потому что вы уже и так потратили годы на изучение этой сферы.
Такое встречается постоянно во всех сферах. Ветераны отстают от молодого поколения, потому что если они признают необходимость приспосабливаться к новым веяниям, то это вызовет у них чувство, что вся тяжелая работа за всю их карьеру была напрасна.
Даже если вы осведомлены, что ваша сфера развивается, сама идея что ваши прошлые знания уже не актуальны настолько неприятна, что её легко отвергнуть. И чем дольше вы в этой сфере, тем это актуальнее. Ветерану с 50-летним стажем очень тяжело признать, что молодой новичок может знать столько же, сколько и он сам. Но если знания 30 или 40-летней давности уже не актуальны, то это вполне может быть правдой. И новичок может больше времени уделять тому, чего не знает, в то время как ветеран будет твердо уверен в своих убеждениях, потому что много работал и ожидает за это своего рода вознаграждение.
Некоторые вещи никогда не меняются, и их изучение в прошлом может помочь вам в будущем. Но чем больше ваша сфера изменяется, чем больше она опирается на решения людей, тем меньше этот набор вещей, а значит вам нужно бороться с желанием думать, что ваш долгосрочный опыт дает вам право считать, что вы теперь навсегда знаете как эта сфера устроена.
Инвестор Дин Уильямс сказал: “Опыт - это здорово, но у него есть неприятный побочный эффект. Он приводит к неспособности принимать новые идеи.”
Ставьте лайк, если статья понравилась.
Есть что добавить? Напишите в комментариях. Буду признателен.
У меня вышла новая книга! Читайте ее на любом устройстве. Или слушайте в формате аудио.
Подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет". А еще на YouTube и Инстаграм.