В любом голливудском фильме, посвященном нелегкой жизни американских школьников, можно обратить внимание на интересную деталь: дети всегда сидят за партами по одному. Сдвигаются столы лишь изредка и по необходимости - на лабораторных или групповых занятиях.
Каждому русскому человеку такая модель рассадки в классе скорее всего покажется странной. Мы привыкли сидеть за партами по двое, где можно прямо на уроке тихонько поболтать с закадычным товарищем, незаметно списать недоделанную домашнюю работу, помочь друг дружке на сложной контрольной.
Но почему так сложилось? Чем вызваны эти отличия и какая модель лучше и правильнее?
Одноместные ученические парты используются не только в США. Такие же столы можно найти в Западной Европе и некоторых азиатских странах.
Многомудрые педагоги и психологи в этих странах полагают, что школа для каждого ребенка - источник постоянного стресса. Чтобы снизить уровень стресса и тревожности бедненькому школьнику необходимо предоставить личное пространство. За одиночной партой его психологическое напряжение будет сводиться к минимуму, учиться ему будет легко и комфортно.
Для этих же целей каждому ученику выделяется личный шкафчик, которым он волен распоряжаться по собственному усмотрению.
Сторонники однопартийной системы находят плюсы еще и в том, что школьнику не приходится отвлекаться и намного сложнее списывать.
В России с эволюцией школьных парт связана целая история. До конца девятнадцатого века наши далекие предки обучались в школах на западный манер - сидя за одноместными партами. И все бы ничего, если бы простой петербургский студент Петр Коротков не надумал однажды вступить в революционное общество "Земля и воля".
В 1878 году одну из революционных ячеек накрыла полиция, а всех ее членов отправили в ссылку. Так Петр Коротков попал на Урал, где начал работать простым школьным учителем. Молодого парня поразила повальная нищета и жуткая теснота в классах местной школы. Учебных принадлежностей катастрофически не хватало, а ребятишки сидели едва ли не головах друг у друга. Чтобы облегчить жизнь своим подопечным Петр Феоктистович взял да и изобрел школьную парту новой конструкции, с наклонной поверхностью и откидными крышками, где сидеть можно было парами. В классе экономилось место, а ребятишки могли пользоваться на двоих одним учебником. Сплошные плюсы.
Изобретение быстро обрело популярность и даже произвело фурор на Урало-Сибирской выставке в 1887 году. Петр Коротков получил патент на свое творение, диплом и серебряную медаль.
Во времена СССР ни о каком личном пространстве никому вообще мечтать не приходилось. На тернистом пути к коммунизму нужно было отказываться от любых проявлений индивидуализма. И двухместные школьные парты подходили для этого как нельзя лучше.
Сегодня стремление к сплоченности и коллективизму уже не ставится во главу угла, но школьники все также продолжают сидеть на уроках парами.
Впрочем, наше неуемное стремление к копированию всего и вся с Запада постепенно пробирается и сюда. В некоторых школах (преимущественно частных) уже можно встретить американскую модель рассадки учащихся. А хорошо это или плохо - покажет время.
Понравилась статья? Смело ставьте лайк и подписывайтесь! Автору будет приятно!
Хотите узнать об интересных традициях других стран и народов? Пишите в комментариях!