7 октября 1944 года — первый день Петсамо-Киркинесской наступательной операции советских войск. После долгой подготовки началось наступление наших гвардейцев на самом северном участке огромного фронта Великой Отечественной войны. Но огонь вражеских дзотов у горы Малый Кариквайвишь остановил наступление. Один из бойцов поднялся во весь рост и закрыл амбразуру собой. Так начал своё падение “Северный гранитный вал” фашистов. Совершил бессмертный подвиг житель деревни Тимонино Ачинского района Михаил Ивченко.
В Ачинском краеведческом музее имени Д. С. Каргаполова к памяти земляка-героя относятся очень трепетно. Сотрудники по крупицам собирают и сохраняют информацию о Михаиле Ивченко. В фондах музея хранятся документы, материалы о жизни Михаила Лаврентьевича, среди них воспоминания ветерана Карельского фронта М. Логинова, книга Л. Потёмкина “У северной границы” с дарственной надписью автора сыну героя — Александру Михайловичу Ивченко.
...Михаил рано остался без отца. В десять лет. Так что учиться ему долго не пришлось. Надо было идти работать, чтобы помогать большой семье. Всегда весёлый, жизнерадостный, он был любимцем колхозников, а к работе относился исключительно честно и добросовестно. На курсах военной подготовке Михаил Лаврентьевич встретил свою будущую жену — Василису Фёдоровну. Как позже вспоминала вдова фронтовика во время одного из общений с журналистами, свадьбы как таковой у них не было. Не на что было проводить, в совхозе, где они работали, в то время денег не платили. Но скромный вечер в честь молодых всё-таки устроили.
В 1939 году у четы Ивченко родился сын Александр, а уже через год Михаил был призван в Красную Армию. В июне 1941-го должен был вернуться домой, в каждом письме жене и маленькому сыну он считал дни до дембеля. Но... 22 июня началась война. И снова единственной связующей нитью между Михаилом и супругой стали письма-треугольники. Вот часть последнего из них: “...Собираемся идти в бой. Не переживайте за меня — останусь живым. Как вернусь, сразу напишу”. Оно пришло в сентябре 1944-го, незадолго до гибели героя.
Подвиг Михаила в сохранившейся красноярсмейской листовке описан так: “Находившиеся в дзотах немцы бешеным пулемётным огнём отбили первый натиск наших бойцов, прижали их к земле. Одна из наступающих рот подошла к противнику совсем близко, но сильный пулемётный огонь заставил залечь и её. Она оказалась в особо трудном положении. Промедлить с атакой — значит понести большие потери; подняться в атаку под огнём, ведущимся в упор, значит тоже понести потери, дойти до вражеских траншей уже обескровленными. Тогда отважный гвардии ефрейтор Михаил Ивченко пополз к дзоту. Когда до дзота осталось не более 12—15 метров, он привстал и метнул в амбразуру гранату. Пулемёт умолк, но через минуту вновь ожил. Тогда прижатый к земле гвардеец мгновенно вскочил и бросился к амбразуре. Он упал, но, напрягая последние силы, снова поднялся и, уцепившись руками за брёвна дзота, плотно прижался к амбразуре. Пулемёт дал короткую очередь и захлебнулся: его огонь был погашен телом героя. Рота дружно ринулась вперёд и мгновенно достигла вражеских траншей”.
2 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета Михаилу Ивченко было присвоено звание Героя Советского Союза. А 17 ноября на родине героя в Тимонино прошёл митинг. Василису Фёдоровну и маленького шестилетнего Шуру усадили за стол. Земляки обратились с ходатайством — присвоить колхозу имя своего героического земляка (до этого колхоз назывался имени НКВД). Просьбу тимонинцев удовлетворили.
В 1975 году сына Героя Советского Союза Ивченко пригласили в грузинский город Ахалцихи на открытие бюста его отцу. После войны часть, в которой служил гвардии ефрейтор Ивченко, перебросили в Грузию, но однополчане не забыли о своём отважном товарище .
К сожалению, документальных сведений о Михаиле Ивченко осталось немного. Однако редких воспоминаний сослуживцев героя достаточно, чтобы понять, каким был Михаил Лаврентьевич.
“Был он общительным с товарищами, дисциплинированным, опрятным и подтянутым, — написал в хранящихся в ачинском музее мемуарах Михаил Логинов, однополчанин Ивченко. — При любых условиях не унывал, весёлый и жизнерадостный человек. Умел шуткой вызвать смех среди своих товарищей, в совершенстве умел пользоваться оружием. В нём жила жгучая ненависть к фашистским захватчикам и пламенная любовь к своему Отечеству. Ещё в первую вылазку Ивченко убил трёх немцев. На поздравления товарищей он отвечал: “Вот когда убью последних трёх врагов, тогда и поздравите”.
Текст Андрей Мужщинский
Сканы документов предоставлены Ачинским краеведческим музеем имени Д. С. Каргаполова
Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №146 от 28 сентября 2012 года.