Страниц: 200
Оценка: 9/10
Первое издание: 1925 г.
Если уж начинать перечитывать читанное в детстве и восполнять пробелы в классике начала двадцатого века, то невозможно обойти стороной Беляева. Я наверняка читала этот роман лет пятнадцать-двадцать назад, но сейчас не помнила из него ровным счётом ничего.
Этот роман нам рассказывает историю о тщеславном учёном, который решил чуть ли не в прямом смысле идти по голове своего наставника, чтобы получить всемирную известность. Профессор Керн и его учитель профессор Доуэль занимались изысканиями в области биологии: ставили опыты над головами животных, чтобы добиться их жизни после смерти. В итоге и сам профессор Доуэль просыпается после смерти в колбе в качестве одной только головы. В таком состоянии он продолжает помогать Керну в опытах: оживлении других голов, пришивании голов к другим телам.
Это была бы спокойная и никому не интересная история, если бы не жажда славы, обуявшая Керна. Он не хвастается перед научным сообществом тем, что оживил Доуэля — ведь так лавры в разработке метода достанутся не только ему. Он оживляет ещё две головы, и одной из них и вовсе дарует тело — погибшей при железнодорожной катастрофы актрисы.
Сюжет строится на пересечении интересов нескольких персонажей. Керн — хочет славы; Доуэль — не хочет жить в таком виде, но и смерти в какой-то мере боится; сиделка-медсестра Мари Лоран хочет справедливого наказания для Керна и свободы для Доуэля; Артур Доуэль хочет найти своего отца; оживлённые головы Тома и Брике хотят полноценной жизни в новых телах.
Структура у романа классическая: завязка, кульминация, развязка. Всё чётко и всё прекрасно работает с восприятием читателя.
Мне очень понравилась сама концепция живых голов — есть что-то в ней сверхфантастичное, слишком нереалистичное. При этом герои романа воспринимают это чуть ли не как нечто само собой разумеющееся: инновационно, круто, но никто, например, в страхе от головы Брике на выставке не убегал. А момент, когда Брике обрела тело, мне и вовсе напомнил ту сцену из фильма «Марс атакует», настолько она абсурдно и непривычно выглядела.