О далеком будущем мы можем говорить с такой же уверенностью, как о далеком прошлом. Эта история напоминает пунктирную линию, где пустые отрезки могут достигать миллионов, а для космоса — квадриллионов лет. Но общее представление о том, что случится, у науки есть, и с каждым годом оно получает все новые доказательства, становится все более точным и детальным.
Книга «История будущего» основана на научных открытиях последних 20–30 лет. Еще недавно попытки заглянуть в будущее напоминали фантастические романы, были результатами воображения, а не точных вычислений. Только в последние годы ситуация изменилась. Красочные гипотезы уступили место точным фактам.
Хотите узнать, что будет через 50 тысяч лет? А будет… пятая ледниковая эра, суровая и бесконечная зима. А как же глобальное потепление? Приводим отрывок из книги, чтобы разъяснить эту «несостыковку».
***
При сжигании ископаемого топлива образуется большое количество углекислого газа, который насыщает атмосферу. Он парниковый, то есть не дает солнечному теплу покидать планету и возвращает его обратно к поверхности Земли. Получается, планета нагревается несколько раз, словно на нее светит несколько солнц, и температура повышается. За сто лет она уже выросла на один градус. Это очень много, именно из-за этого тают ледники и меняется климат: на побережья обрушиваются ураганы, на разные страны наваливаются зной и жара, все чаще вспыхивают гигантские лесные пожары.
Скорость природных изменений показывает, что через сто лет ледниковых шапок на полюсах не останется, до Северного полюса можно будет доплыть на яхте. Поднимется уровень океана, сольются воедино Черное и Средиземное моря, приморские города по всей планете уйдут под воду. В Москве и Новосибирске станет жарко, как в Багдаде.
Впрочем, в геологическом масштабе наше глобальное потепление не очень заметное. Пока мы даже не приблизились к уровню эоценовой эпохи, когда 55 миллионов лет назад температура была на 14-16 градусов выше современной, а на полюсах росли пальмы и ползали крокодилы.
Если человечество продолжит в таких же огромных размерах сжигать нефть, газ и уголь, Земля вернется в климат эоцена лет через триста. К тому времени природные ископаемые уже закончатся. Людям придется искать новые источники энергии: получать ее из ветровых станций, солнечных батарей, ядерных реакторов или других, еще не изобретенных аппаратов. Потому что без больших объемов энергии справиться с подступающей зимой не получится.
Зима должна вернуться примерно через 10 тысяч лет. Глобальное потепление сможет задержать ее на столетия или тысячелетия, но остановить ее приход не получится.
Наше время — ледниковое, и наша криоэра еще только начинается.
По самым смелым оценкам, глобальное потепление отодвинет возвращение морозов и стужи на 50 тысяч лет — огромное время для человечества и совершенно ничтожное для планеты.
Затем климат поменяется. Геологические данные показывают, что планетарные режимы холода и тепла обычно меняются резко, словно кто-то щелкает выключателем. Наверное, и в этот раз все случится внезапно. Каждое лето будет длиться все короче, снег перестанет таять, и за несколько лет теплое время года совершенно пропадет. Весь год будет продолжаться зима. Точнее, даже не год, а десятки тысяч лет.
Высокие хребты — Кавказ, Альпы, Гималаи, Кордильеры — быстро покроются снегами от основания до вершины и станут похожи на гигантские снеговики высотой в несколько километров.
Океаны заполнятся флотилиями айсбергов.
По Европе и Северной Америке с севера на юг привычно двинутся армады ледников высотой в несколько километров. Ледники ползут как улитки: под своей ногой улитка выделяет слизь, чтобы двигаться легче, а ледник скользит по воде, которая получается от его тающей подошвы.
Ледники забирают много воды, поэтому моря и океаны сильно уменьшатся в размерах. География планеты изменится: острова соединятся с материками. От Великобритании до Франции или от Японии до Китая можно будет пройти пешком по бывшим морским проливам. Высохнет Берингов пролив, разделяющий Чукотку и Аляску.
Влаги на планете станет мало: ледниковые эры всегда приносят засуху.
Наступит время холодных пустынь.
Из книги «История будущего»