В мае и июне 1982 года группа аргентинских летчиков на устаревших штурмовиках смогла серьезно потрепать мощный Королевский флот Великобритании в конфликте на Фолклендских островах. Аргентинским штурмовикам удалось серьезно повредить десять и потопить четыре британских корабля. Но нельзя не сказать, что счет был бы куда больше, если бы все из используемых аргентинцами авиабомб сдетонировали.
Дело в том, что они применяли американские авиабомбы начала 1950-х годов, а по некоторым данным и времен Второй мировой войны, которые толи от времени, толи из-за качества отказывались правильно работать. И кто знает, будь у Аргентины более современное вооружение, может и острова назывались бы сейчас не Фолклендские, а Мальвинские. Кроме того, флот штурмовиков A-4 Skyhawk находился в очень плохом состоянии. Эмбарго США на поставки оружия сделало большинство самолетов непригодными для использования.
Немного о конфликте.
2 апреля 1982 года между Аргентиной и Соединенным Королевством произошла война за суверенитет над Фолклендскими островами (Мальвинскими островами), которые находились под британским контролем с 1833 года. Аргентинская армия провела операцию "Росарио" и захватила британский военный аванпост и установила контроль за архипелагом в попытке установить там суверенитет. Соединенное Королевство ответило операцией "Корпоратив". Её основной задачей было безоговорочное возвращение островов. Кроме Фолклендских, решалась судьба Южной Георгии и Южных Сандвичевых Островов.
Аргентинские "Соколы".
Ключевыми участниками конфликта были Аргентинские ВВС, которые смогли дать реальный бой англичанам. Даже британские офицеры отмечали, что, несмотря на отсутствия боевого у опыта многих аргентинских летчиков, они смогли достичь отличных результатов. Особенно отличились летчики из 5-й авиационной бригады ВВС Аргентины, которые носили гордое название “Halcones” (в переводе с испанского "Соколы").
Девиз группы - "Самолет и летчик одно целое".
Аргентинцы разработали свою тактику борьбы с британскими кораблями:
- Летать максимально низко над поверхностью воды, чтобы избежать обнаружения радарами.
- Поддержание полного радиомолчания. До, во время и после атаки.
- Связь между летчиками осуществлять с помощью знаков, а если позволяет ситуация - жестами.
- Проводить атаку на корабли несколькими эскадрильями, чтобы загрузить ПВО британских кораблей.
Лейтенант Гильермо Оуэн Криппа.
21 мая 1982 года ему была поручена разведывательная миссия в заливе Сан-Карлос-Уотер, где он был атакован ПВО примерно дюжины британских кораблей. Криппа пилотировал легкий штурмовик Aermacchi MB-339 и в одиночку атаковал британский легкий крейсер HMS Argonaut неуправляемыми ракетами, серьезно повредив палубные орудия и радар корабля.
Завершив атаку, он на большой скорости провел свой самолет между судами. Пытаясь избежать дружественного огня, британцы были вынуждены приостановить стрельбу зенитной артиллерии. Это позволило лейтенанту Оуэну Криппа благополучно избежать обстрела, благополучно вернуться на базу и предоставить командованию необходимые разведывательные данные. Он точно указал на карте местонахождение каждого из британских кораблей, который смог наблюдать заливе Сан-Карлос. Благодаря этой информации был разработан план дальнейших действий. В тот же день 2-я эскадра ВВС Аргентины провела успешную атаку на британские корабли, выведя из строя HMS Argonaut.
Капитан Пабло Карбальо.
25 мая 1982 года капитан Пабло Карбальо командовал эскадрильей штурмовиков Douglas A-4 Skyhawk, которая атаковала британские корабли к северу от Фолклендских островов. При соблюдении всех правил захода на цель низкая высота и полное радиомолчание он смог внезапно атаковать британские корабли. Результатом этой атаки стало потопление эсминца HMS Coventry и нанесение значительных повреждений эсминцу HMS Broadsword, на борту которого был уничтожен вертолет Westland Sea Lynx, который снесло в открытое море взрывной волной.
После Фолклендской войны капитан Аргентинских ВВС Пабло Маркос Рафаэль Карбальо был удостоен высшей национальной военной награды Аргентины - "Крест за героическую доблесть в бою".
Первый лейтенант Карлос Качон.
Первый лейтенант Карлос Качон совершил несколько вылетов, но наиболее примечательной является миссия, которая произошла 8 июня 1982 года в бухте Блафф на восточном побережье Фолклендских островов. Два десантных корабля RFA "Sir Tristram" и RFA "Sir Galahad" из-за большой осадки не смогли войти в бухту и стояли, ожидая какого-то решения командования. Они даже не попытались связаться с берегом и запросить хоть какую-то поддержку от атак аргентинской авиации.
Надо отметить, что это десантные корабли вообще не ждали в этом месте. А прибыли они сюда потому, что командование находившегося на борту Валлийского гвардейского полка почему то решило, что им нужно высаживаться именно тут. По-русски говоря, обыкновенное самоуправство, которое в результате привело к трагедии. В 13:10 над бухтой появилась эскадрилья штурмовиков под командованием лейтенанта Карлоса Качона.
Уточнение автора. Изначально Качон не командовал группой. Дело в том, что после дозаправки в воздухе у нескольких самолетов, в том числе и командира, начались технические проблемы, и они были вынуждены вернуться на базу. Использование самолетов A-4 в Фолклендской войне напрямую зависело от дозаправщиков KC-130 Hercules, а их было всего два.
Аргентинцы удачно поразили оба корабля, которые были абсолютно беззащитны, не имея на борту средств воздушной обороны. Десантные корабли перевозили большое количество топлива и боеприпасов. Это привело к сильнейшему пожару и жертвам среди личного состава. Позже британцы назовут это событие "Катастрофой в Блафф-Коув".
Конечно же были и другие офицеры ВВС Аргентины, которые так же отлично сражались в попытке предотвратить высадку британских войск. Однако мощные и технологически более совершенные вооруженные силы Великобритании оказались им не по зубам. Однако это не отменяет того факта, что Аргентинские ВВС сделали для этого всё, что было в их силах.
Читать ещё:
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал:
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!