США являются традиционным лидером в технологическом мире, на территории которого находятся самые успешные по капитализации технологические корпорации (GAFAM), ведущие исследовательские центры, институты, отвечающие на научный потенциал Америки.
Однако, несмотря на большие военные расходы и даже наличие отдельного Киберкомандования, США усиленно продвигают повестку кибербезопасности и создания норм и правил поведения в киберпространстве. Стоит отметить и тот факт, что Россия занимается этим вопросом в рамках ООН, создавая различные форматы для определения правил поведения государств, еще с 1998 года.
В 2018-2019 гг. США вводили запреты на высокотехнологичную торговлю с китайскими компаниями, опубликовав список организаций, которые так или иначе были связаны с деятельностью НОАК. В результате таких запретов компании Huawei, ZTE, Xiaomi, China Telecom, China Mobile не имели доступа к американским рынкам, не могли инвестировать в стартапы или закупать комплектующие.
В 2020г. М. Помпео заявил о новой инициативе "Чистая сеть" (Clean network), которая направлена на поддержание безопасности сетей 5G. В эту политическую программу также подключены частные компании-производители оборудования и станций, а также 53 государства по всему миру, которые развивают сети 5G только в партнерстве с "чистыми" поставщиками.
Не так давно США провели 5-ую встречу по полупроводникам с частными компаниями (Apple, Microsoft, GlobalFoundries, Intel, Samsung, TSMC) с целью получить информацию о поставках и главным образом обеспечить безопасность в данной отрасли для США.
В июле 2021г. администрация Байдена опубликовала Меморандум о национальной безопасности, в котором ключевое внимание уделяется кибербезопасности. В первую очередь США обеспокоены защитой критической инфраструктуры, ссылаясь на атаки Colonial Pipeline и JBS Foods.
Также в июле 2021г. был опубликован доклад "Создание устойчивых цепочек поставок, возрождение американского производства и стимулирование широкого роста", посвященный отрасли микроэлектроники и полупроводникам. В докладе анализируется цепочка производства полупроводников и ключевые уязвимые места производства.
Ввиду того, что обеспечение наличия полупроводников - стратегическая задача для технологического сектора, США хотят минимизировать риски, связанные с зависимостью от сборки в КНР, закупки редкоземельных ископаемых и т.д. Главным образом США стремятся возродить свою отрасль производства, которая выполняет роль научного разработчика в общей цепочке производства, с помощью создания новых альянсов и партнерств, увеличения инвестиций.
В этой связи объявление Джо Байдена о проведении саммита по кибербезопасности кажется последовательным событием. 1 октября президента США Джо Байден заявил о проведении саммита по кибербезопасности, участниками которого станут 30 государств-партнеров США по НАТО и G7.
Чем может быть вызвана такая последовательная политика Байдена и Трампа?
- В первую очередь США стремятся сохранить свое лидерство в технологической сфере, чтобы получать экономические, социальные и технологические преимущества от цифровизации, быть лидером в глобальном управлении киберпространством и влиять на ключевые процессы создания нормативного регулирования
- Возросшая технологическая мощь КНР. Китай имеет равный уровень цифровизации экономики, создал свою национальную экосистему технологий и альтернативу для американских технологий. Ключевым преимуществом КНР являются "обратные инновации", которые имеют ряд преимуществ по сравнению с технологическими разработками развитых стран.
- Тревога США связана в том числе и с меняющимся порядком глобального управления. В рамках ООН Россия в течение 20 лет предлагает конвенции по реформированию глобального управления и созданию нормативного регулирования по своему образцу. Китай в рамках МСЭ продвигает новые стандарты, связанные с использованием новых технологий.
Все это ведет к размыванию традиционного преимущества США в технологическом пространстве и уменьшает американское мировое влияние.
Тем самым, администрация Джо Байдена уверенно шагает в сторону нового партнерства/союза/альянса, задачей которого будет не просто разрабатывать нормы кибербезопасности, а установить контроль над ключевыми процессами в технологической сфере, в том числе производство важнейших тех. компонентов, распространение и использование передовых технологий и т.д.