В «Веде славян» болгар-помаков, коя была спасена Стефаном Ильичём Верковичем почти двести лет назад, есть удивительная легенда. Она повествует о легендарном праотце и Первом князе славян Оре (Яре), который вывел праславян с северной Край-земли. О нём же и об Исходе славяно-ариев с Северных островов после Великих холодов поминает и «Велесова книга»... Легенда эта существует во множестве записей, перескажем же её, сведя все варианты воедино...
* * *
И было так в ту лютую зиму конца эпохи Купалы*...
Низкое холодное небо над островом Валлатеей и Асградом вновь и вновь нависало тучами, из под коих неслись снежные вихри и морось, насланные суровым властителем теней Сивым Морианом и супругой его Марою.
И князь Яр, владыка Асграда, пребывал в тяжком раздумии:
"Не даёт земля урожай, погибли наши сады, и нет зерна в закромах, заледенело вино в кувшинах, пусты погреба и овины, и нечем кормить нам лошадей, коров и кур... А после гибели лесов, нечем уже нам и топить очаги в домах... Холод леденит души, выбеляет губы, а голод хватает тощими пальцами за горло... И уже нечего ждать нам, кроме смерти... А значит нужно бросать промёрзшие жилища и переселяться с острова в благодатные Срединные Земли, ибо лишь там род наш и найдёт еду и приют..."
Супруга же его волшебница-самовила Росида, рекла князю:
"Холод... Великий холод и сны без просвета, грядут на нас... И еле теплющиеся очаги уже не даруют тепло, и гаснут свечи в палатах, не дав света... Изморось и иней покрывает стены. И стонет ветер в опустелом замке... И стынут губы, всё ещё жаждущие поцелуев... Ступай же возлюбленный супруг мой туда, где сияет Солнце и текут реки, полные молоком и мёдом... Я же не встану с постели снежной... Путь мой теперь лежит в Страну снов — туда, куда ушли мои сёстры**, где я и буду ждать тебя, ладо мое..."
И возжелал князь Яр немедленно следовать за супругой своей в ту страну без возврата, но Росида запретила ему и думать о сём.
"Ступай же своей стезёю, ибо князю положено исполнить долг пред родом своим... Я же не оставлю тебя! Везде я буду ветерком, лёгким облаком следовать за тобою! И открою тебе, князь, и роду твоему, все пути в мире дольнем, и заступлюсь за тебя в мире горнем... Иначе как вы одолеете все преграды, что встанут на пути вашем?..."
И повелел тогда князь Яр своему войску собираться в поход у стен Великого Асграда. А роду своему, — молодым и старым, и женщинам с детьми малыми, — также собираться, и со со всем скарбом, нагруженным в телеги, укрытые дерюгой и мехами, идти вслед войску к берегу Белого моря...
И возроптали тогда родовичи и старейшины: "Как перейти бурное Белое море, по коему из-за льдов и широким ладьям теперь нет ходу? А ещё в водах тех водится чудище Сурова Ламия, коя никого не пускает и топит корабли?.."
Но князь Яр ответил родовичам: "Витязь ясного света исполняет волю неба! И в путь сей нас благословила сама Самовила, давшая слово, что силою Сварги перенесёт нас на тот берег! Здесь же ничто не ждет нас, кроме голодной смерти у гаснущих очагов..."
И всё все родовичи будто едиными устами рекли тогда: «Дай же нам, Вышний Купала и Самовила, пройти воды Белого моря именем Святой Сварги!»
* * *
И то не гром гремит, и не звон звенит в славном Асграде*** — то выходит сильная рать Первого князя Яра Асгастича за Врата златые. И загремели витязи мечами булатными о золочёные щиты и зазвенели они доспехами кольчужными!
И так вышли витязи асградские на скалистый берег Белого моря... А там ходят по морю волны великие, и бьются друг о друга льдины... И тут из бурных вод, накатывающихся на скалы, выползло чудище-юдище, будто сплетённый клубок змей... То была лютая драконица Сурова Ламия, коя была дочерью морского владыки царя Поддонного и внучкою Сурьи-Солнца... Её в старые годы прокляла и обратила в чудовище морское Дива Громовница, приревновавшая её к своему неверному супругу — Перуну Сварожичу.
И рекла Сурова Ламия, свивая кольца: "Нет здесь пути князю Яру и роду его! Ты князь Яр — мой самый лютый враг, ибо немало погубил моих детушек — змей морских!... "
И, выползя наконец на берег, она заключила гневную речь распевом:
"Иди же скорее сражаться, и биться и ратоваться, на этом бреге высоком, на этом поле широком!.."
И направил князь Яр на драконицу свои рати с кличем: "Да поможет нам Святая Сварга, витязи ясного света!"
Но тут Сурова Ламия обратилась к Солнцу:
"О Солнце Красное! Дай-ка ты мне солнечную стрелу, коей я погублю гордого Яра — князя Асграда! И так он не перейдёт пролив, и не займёт трон твоих детей, властвующих за морем!"
И явились тогда в лапах драконицы солнечные стрелы, и метнула их Ламия в рать князя Яра, и многих витязей пожгла. Но самого Яра огонь не тронул...
И тут, завывая, рекла ему Сурова Ламья:
«Что ж ты стоишь в затруднении? Беги же скорее, великий король, не то бесславно погибнешь, как искра малая сгинешь! Быть может, ты полагаешь, что ежели сам ты — великий король, тебя стрела пощадит?огонь тебя не спалит?»
И услышал то князь великий Яр, но не дрогнул, и не ответил Суровой Ламье, ибо витязь ясного света никогда не впадает в ярость и не отвечает бранью на брань...
А повелел он отступить войскам своим от берега моря... И затем поскакал князь на борзом коне, копьём своим потрясая, домой к себе поспешая...
Ведь там, в Асграде Валлатейском, в заледенелом замке своём, почивает в зачарованном сне супруга его — Самовила Росида, возносящаяся духом в Сваргу...
И, пробудив, спросит он её: как быть, как Ламию погубить? И как одолеть Бело морюшко, чтоб выйти в широкое полюшко?...
* * *
И вот как ту первую битву с Ламией воспели старые певцы:
Боже! Боже! Великий Боже!
Было то на наших глазах!
Билась Сурова Ламия с королём*****.
И была драконица сама по себе,
а великий король в бой тот ярый
вёл отряды витязей молодых,
были все они на отбор!
Не могли они Ламию победить,
драконицу они не могли убить,
ту, что витязям не давала
море Белое переплыть...
Не давала им выйти к широкому полю,
что пустынею дикою было дотоле.
Ведь сидела там Сурова Ламия,
и не мог её миновать
и не только король, но и птица.
И никто не мог с ней сразиться,
даже сил не имел решиться
оглядеть широкое поле,
где гуляла Ламья на воле,
и паслася Ламия на траве,
на зелёной той мураве,
и пила студёную воду,
никому не давая ходу...****
Продолжение "Сказа о переселении родов Яра из-за Белого моря" см. здесь.
Максимы витязя ясного света:
1) И князю, и витязю ясного света положено исполнять долг пред родом своим...
2) Витязь ясного света следует воле неба!
3) Витязь ясного света никогда не впадает в ярость и не отвечает бранью на брань...
*) Конец эпохи Купалы (то есть зодиакальной эпохи Близнецов) относится к V тысячелетию до н.э.
**) Сестрами Росида называет свои тени (в иных воплощениях Сияну и Мерцану, лики Эвелисии), коих уже призвал Владыка Теней... Однако вспомним, что также в Страну снов, то есть в Навь, когда пришёл Великий потоп, ушли, а затем возвратились и Святогорки (Атлантиды). О сём и напоминает "Веда славян".
***) Традиционное речение для воинских повестей и героических песен. Созвучные слова имеются в "Слове о полку..." и пр.
****) Стихи здесь — суть прямые переводы из болгаро-помакской "Веды славян".
*****) Ламия (Ламя, Лауме, Лайма) — у греков, славян и балтов дракон с собачьей головой, бывший прежде богиней (рожаницей, богиней любви). Под Москвой есть город Волок Ламский (Волоколамск), названый в память о побеждённом тут драконе.
*****) Королями "Веда славян" называет древних князей. В русском языке слово «король» (как и польское król, чешское král, сербское кра̑љ, македонское Крал, старославянское Краль) происходит от праславянского * korlјь. Само слово не является производным от "королевского" имени Карл (скорее наоборот). Также и "царь" (сар) употреблялось задолго до Цезаря. Король — этот тот, кто носит корону. Переосмысление и перенос этого имени только на западных правителей произошли не так давно по историческим меркам.
* * *
#веды руси #ведическая русь #ярилина книга #путь воина
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .
* * *