К сожалению, единственные развивающиеся профессии в России - это блогеры и политики. Блогеры всё же ближе к народу, но именно они получают эксклюзивные контракты на рекламу, их приглашают на теле-шоу и светские мероприятия.
10 лет назад мир не знал ни одного блогера, сегодня эти люди зарабатывают миллионы!
Я скептически отношусь к мнению тех людей, которые говорят, что больше к славе через личный блог никогда не пробиться, все "кормушки" распределены, все деньги заработаны. Буквально, это выглядит, как человек, идущий вдоль живописной чистейшей горной реки и изнывающий от жажды. Многие публичные личности закрывают свои проекты и ищут себя в других областях через много лет в эфире, да и никто не живёт вечно. Через 10 лет блог, который вы начнёте сегодня, тоже имеет все шансы на миллион читателей, если вы будете стараться делать уникальный и полезный контент, которым люди захотят поделиться.
Блог - это про личный бренд, и у каждого этот бренд свой. Не нужно приравнивать всех блогеров к Дане Милохину или Вале Карнавал (простите, других популярных тиктокеров не знаю). Например, мой бренд - это креативная фотография, просвещение в области фотоискусства, саморазвитие и финансовая грамотность. Каждый человек волен транслировать те ценности, которые ему важны, а аудитория найдётся.
Не все популярные тиктокеры зарабатывают миллионами в месяц, поверьте. Для многих это просто популярность ради популярности. Для заработков на блоге достаточно иметь хотя бы 5.000 лояльных читателей. Условно, у блогера Х - 100.000 поклонников до возраста 12-20 лет, а у блогера Z - 10.000 взрослой платёжеспособной аудитории. У кого больше больше денег?
И да, блогеры пусть и не люди заводов, они тоже что-то создают и влияют на развитие общества! Многие блогеры - это журналисты, политологи, преподаватели, путешественники, люди с медицинским образованием или научным подходом к изложению информации, артисты, и все они занимаются просветительской деятельностью, пусть иногда в сатирической или даже саркастической форме.
Но есть маленькое отличие от блогеров 10 лет назад и блогеров сегодня: конкуренция действительно большая. Как минимум, у начинающего блогера должна быть интересная, небанальная подача материала и хорошая картинка. Вот об этом и поговорим.
1. Фото- и видео- оборудование
Если ваша мечта - стать видеоблогером, у вас два пути: одновременная съемка с разных точек или интересный динамичный монтаж. По моему опыту, видеоблог удобнее снимать на компактные камеры, если вам некому помочь. У меня для этих целей камера Sony, заточенная под видеоблогинг. В отличие от большой зеркальной камеры, её автофокус быстрый, бесшумный, цветопередача и автоэкспозиция по коже лица отличная, звук пишет чисто и без шумов. Конечно, её картинку не сравнить с "большой камерой" со светосильным объективом, но для "полевых" съемок она незаменима.
Подробнее я писала о ней здесь:
Будет прекрасно, если у вас есть:
- видеокамера, которая пишет постоянно весь процесс
- дополнительная видеокамера, снимающая фрагментарно с другого угла
- телефон для вертикального формата, установленный недалеко от основной видеокамеры
- выносной микрофон, беспроводной, проводной или обычная петличка
Сейчас блогеры поставлены в такое положение, что никогда не знаешь, на какой платформе ты найдёшь свою аудиторию, она неравномерно и непредсказуемо распределена. Какие-то платформы заточены под формат 9:16 (смартфоны) и развлекательный контент, а на таких площадках, как Дзен, YouTube и Twitch до сих пор сохраняется привычный горизонтальный формат длинных серьёзных видео.
Многие современные камеры умеют работать в связке со смартфоном или имеют датчик WIFI. К примеру, вы установили камеру на штатив, сели в двух метрах от неё, а со смартфона видите картинку, как выглядите в кадре, можете начать и прекратить запись удалённо. Для более старых моделей камер приходится покупать пульт дистанционного управления и записывать тестовые видео.
Совет! Всегда записывайте 10-15 секунд тестового видео: так вы увидите "мусор" в кадре, проверите качество записи звука, оцените свой внешний вид и качество\интенсивность света.
Конечно, вам понадобится один-два штатива, лучше одного бренда и модели, чтобы быстро менять точки съемки, не меняя площадки для крепления (если у вас одна камера, к примеру) и место для штатива.
2. Освещение
Начинающие блогеры почти всегда снимают видео от окна, потому что это бесплатно.
Оцените, на какую сторону выходят ваши окна:
- восточное окно с рассветным солнцем - хорошая картинка в районе обеда, к вечеру интенсивность света падает, может быть недостаточно светло в кадре,
- южное окно - съемочные часы до солнца в зените и после, при прохождении солнца картинка не самая презентабельная, в пасмурный день свет хороший весь день,
- западное окно - хорошая картинка весь день, золотой свет на закате,
- северное окно - хорошая картинка весь день за счёт рассеянного отражённого света от неба, в пасмурный день может быть слишком темно.
По моему самому скромному мнению, самый лучший вариант - северо-западные окна. Достаточно поставить камеру параллельно окну и свет равномерно заполнит ваше лицо мягким светом. Но есть проблема: вы очень зависимы от времени суток и погоды.
Для многих блог в начале пути - это подработка после основной работы или учёбы, а в средней полосе России зимой уже в 4 часа дня день близится к закату. Необходимо приобрести дополнительное освещение. Я не рекомендую покупать кольцевую лампу, потому что вы не получите красивого света, только безжизненные зрачки и провалы в тенях. Сравните:
Это происходит, потому что яркий не рассеянный свет бьёт в лицо, располагаясь параллельно его плоскости. В идеальном варианте свет расположен над головой под углом 40-45 градусов. Чем больше площадь рассеивания, тем мягче свет. Вариант с 2 софтбоксами по бокам под правильным углом подчёркивает анатомический объем и заполняет лицо красивым светом:
А если добавить ещё 2 источника в качестве контрового и фонового света, и какие-то интерьерные пятна (например, тёплый торшер или лампа), будет совсем прекрасно:
Конечно, очень схематично и утрированно, но вы видите разницу? Если хотите, я напишу более подробную статью о моём видении "киношного" освещения для видео с разбором освещения в моих любимых фильмах (дайте знать в комментариях, потому что это будет очень затратная по времени статья). Кстати, вместо софтбоксов можно взять LED-видеосвет, на них также есть рассеивающие "колпачки" - для видео компактный, мобильный и удобный вариант.
3. Фон
Если у вас есть ресурсы, пространство и денежные средства, вы можете создать интерьерную студию для съемки в зависимости от тематики канала. Например, я, как фотограф, мечтаю о многоярусных полочках с парадом фототехники, скульптурами и книгами по искусству, фотографии, артбуками по видеоиграм. Это классический интерьерный фон у многих блогеров разных тематик. Нет места под такую студию? Вы можете изучить интерьер других популярных блогеров и придумать, как можно переставить мебель в гостиной, чтобы органично вписать себя в кадр:
А что делать, если ресурсов нет? Например, вы студент и снимаете маленькую комнатку в хрущёвке, где мебель старая и некрасивая, даже обои нельзя переклеить, а рассказать миру свою историю хочется? У меня для вас есть несколько бюджетных и не очень вариантов:
- Фон из фотомагазинов. Профессионально, но иногда неоправданно дорого, бумажные мнутся и пачкаются, нетканые - тяжелые и неудобные в хранении.
- Ткань (плотная) из ближайшего текстильного магазина. Даже обычная одноцветная простыня. Легко крепить на канцелярские кнопки, можно стирать и хранить удобно. Минусы: постоянно гладить и отпаривать, может выглядеть дёшево.
- Фон из мятой фольги: просто никогда так не делайте! Мне кажется, это "носки и сандалии" в мире фотографии. Выглядит нелепо, дёшево и неопрятно, привлекает слишком много внимания зрителя, хотя фон работает на спикера, а не наоборот.
- Листы крупноформатной цветной бумаги, склеенные скотчем, отлично подойдут для фотосессий, но не для видеоблога.
Если планируете подсвечивать фон цветными источниками, выбирайте не белый или чёрный, а нейтрально серый цвет.
Я долгое время снимала видео и делала фотографии на баннере наружной рекламы, который заказала в местной типографии за 800 рублей. Это тяжелый фон, по своим свойствам похожий на нетканый. Полуматовый, устойчив к воде и частично - к истиранию. К сожалению, со временем выгорает, хранить приходится в развёрнутом виде или в рулоне. Мне такого фона хватило на 2 года.
Как можно сэкономить?
1. Экономить можно на фотокамерах, но не на объективах. Даже самая древняя зеркалка, например, Nikon d90 (до 10 тысяч на Авито) с объективом 50 mm 1.4 или ещё лучше - 85 mm 1.4 даст приятную картинку с красивым размытием заднего плана. Как и в пейзаже, залог красивого кадра в видео - его разноплановость.
2. На освещении экономить можно, но осторожно. LED-видеосвет Yongnuo в российских фотомагазинах абсолютно такой же, какой продают на Aliexpress (с бешеной наценкой), но очень часто присылают бракованные аккумуляторы, их лучше купить отдельно и с гарантией. Тут, как говорится, "два стула" - покупаете целый, дорого, но с гарантией, либо идёте на риск и молитесь, что почта довезёт коробку в сохранности, а продавец выберет рабочие комплектующие.
Свои первые софтбоксы я купила за 5000 рублей за 2 штуки на Aliexpress. Конечно, это не проф-оборудование со сменой температуры света и его интенсивности в плавном режиме. У меня по 4 лампы 5000K в каждом софтбоксе, 2 выключателя, иногда я выкручиваю ещё одну лампу, снижая интенсивность до 1/4 от 100%. Для видео мне хватает двух этих источников.
3. Гелевые фильтры, китайские вспышки, отражатели, рассеиватели, пульты ДУ можно смело брать на Aliexpress. Эти расходники почти везде плюс-минус одинакового china-качества.
4. В качестве фона - обычная ткань, если не располагаете ресурсами купить качественный профессиональный фотофон или сделать интерьерную студию. Вместо фоновой стойки можно использовать напольную вешалку для одежды из ближайшей икеи.
В общем и целом, при тщательной экономии, полноценную мини видео-фотостудию для ведения блога можно собрать за 50.000 рублей, где 70-80% - это цена за камеру и светосильный объектив.
Для меня блог с 2020 года - основная работа, на которой я зарабатываю с недавнего времени от 40 до 170 тысяч в месяц, к этой цифре я шла с 2017 года. Не самая стабильная работа, но мне нравится. Я получаю истинное удовольствие от создания контента! Уверена, что блог о фото и макияже - это НЕ навсегда, но это даст мне личный бренд и лояльную аудиторию, которая взрослеет вместе со мной.