Начало торговли и первые города
Многие тысячелетия люди просто потребляли найденное в природе. Качественно повысить свой уровень жизни человечеству удалось тогда, когда стало развиваться производящее хозяйство. Но переход к земледелию, который сыграл в этом ключевую роль, был постепенным, долгое время собирательство и охота оставались не менее важным занятием. Половину года первые земледельцы жили в поселках и возделывали поля, а в течение другой половины охотились и кочевали с места на место.
С VIII-V тысячелетия до н. э. в некоторых очагах раннего земледелия урожайность возделываемых зерновых культур достигла около 250 кг/га. Теперь зерно, собранное с одного квадратного километра поля, могло прокормить уже 50 человек, и люди начали переходить от полуоседлого к полностью оседлому образу жизни. Их общины насчитывали 150-200 человек — почти в десять раз больше, чем общины охотников и собирателей, а поселки располагались намного ближе друг к другу, чем прежде.
Следующим был этап перехода к интенсивному ирригационному земледелию. В Южной Месопотамии ячмень давал уже 1200-1400 кг/га, причём получали по два урожая в год. Это позволяло прокормить с одного квадратного километра около 500 человек. Выращивать зерно, изготавливать посуду и ткани теперь стали не только для потребления внутри своей общины, но всё больше и больше специально для обмена. Между общинами устанавливается разделение труда и завязывается меновая торговля — иначе говоря, впервые появляются экономические отношения.
Обмен дарами
Он был повсеместно распространен ещё в первобытном обществе. Но дар — это не просто действие с материальными ценностями, прежде всего он способствует укреплению магической силы обеих сторон. Торговля же, возникающая с началом цивилизации, носит более рациональный характер — в хозяйственной жизни выгоднее не делать всё нужное самому, а обменивать недостающее на то, чего у самого много.
В VII-IV тысячелетиях в Месопотамии появляются ремесленные посёлки, которые специализируются на заготовке и дублении шкур диких ослов-онагров, на обработке камня и изготовлении глиняной посуды. В поселках, расположенных вблизи рудников, производят изделия из меди и бронзы. Как показывают археологические данные, специализация в производстве складывается ещё тогда, когда эти поселения были разрозненными и никто даже не пытался объединить их под общей властью. Все эти поселки регулярно обменивают свою продукцию на другие товары и привозное продовольствие: пшеницу, горох, чечевицу, фисташки, овощи.
Там, где несколько общин постоянно живут рядом, со временем возникает большое поселение. Разделение труда между этими общинами углубляется: одни по-прежнему возделывают землю, обменивая продовольствие на ремесленные изделия и другие товары, вторые заняты обработкой металлов, третьи специализируются на гончарном ремесле, четвертые — на животноводстве и так далее.
Появляются и купцы, которые занимаются посредническими торговыми операциями. Общинам гончаров, кузнецов, ткачей принадлежат родовые земли в окрестностях города, но их всё чаще отдают в аренду соседям-земледельцам в обмен на часть урожая. Из отношений, которые устанавливаются между общинами внутри первых городов, впоследствии развивается тот обмен профессиональными функциями, который будет определять собой всю жизнь сословного общества.
Первый город
Со временем из этих больших поселений вырастают города — не только экономические, но и религиозные центры. По данным археологов, первым крупным поселением в IV тысячелетии до н. э. стал шумерский Урук. К середине 4 тысячелетия до н. э. в нем уже проживало до 6 тысяч жителей, и он уже был окружен стеной, что отличало его от других, более мелких поселений.
За период с 4000 до 3200 годов до н. э. он превратился из мелкого аграрного поселения в настоящий город, занимающий 125 га, в то время как размеры других поселений не превышали 10 га. Возникают ремесленные кварталы, рынки, общественные здания. Стены многих построек в городе были украшены цветной мозаикой: крашеные глиняные черепки или цветные камешки вдавливались в еще сырую штукатурку в форме геометрических узоров.
Урук становится не только центром торговли и ремёсел. Здесь же находится резиденция правителя, формируются структуры власти, распоряжающиеся ресурсами, в городе работают чиновники, ведущие учёт этих ресурсов. На искусственно насыпанных холмах возвышаются огромные ступенчатые храмы богов — зиккураты, в которых жрецы проводят религиозные службы. Внутри городских стен размещаются и вооруженные силы. Таким образом происходит становление того, что мы называем государством. К 2900 г. до н. э. население города достигает уже 50-80 тысяч, причём оно проживает на территории площадью в 600 га, окруженных крепостной стеной.
В Уруке постепенно разворачивается массовое производство керамической утвари. Характерно, что на эту посуду уже не наносили никаких рисунков, в то время как более ранние изделия всегда расписывались. Причиной этого было не только неизбежное упрощение технологии. В сложных орнаментах, покрывающих любые вещи и само тело человека в первобытном и позднеродовом обществе, воплощены мифологические представления племени. Теперь же общая мифология становится делом жрецов, а мифы, скрепляющие сословие гончаров изнутри, являются, как и сами приемы ремесла, тайным знанием, которое запрещено раскрывать посторонним.
К IV тысячелетию торговые пути из Южной Месопотамии пролегали по всему Ближнему Востоку: в современную Южную Турцию, Сирию и Палестину, Египет, по Иранскому плато вплоть до месторождений лазурита в горах Афганистана. Впоследствии были освоены и морские пути — купеческие корабли регулярно плавали в Йемен, откуда привозили дорогие благовония, и к устью Инда.
Для ведения административных и торговых дел жители Урука уже использовали письменность. В слоях, относящихся примерно к 3300 г. до н. э., археологи находят первые глиняные таблички с пиктограммами и счетными символами. В этом отношении шумеры на 200-300 лет опередили египтян — другую великую цивилизацию древнего Ближнего Востока...
Читайте в канале Хакнем Цикл статей "История экономики"
Автор: #медведев_александр , биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.