Как разогнали Запорожскую Сечь. Нас бы так разгоняли…
Одной из излюбленных тем политической спекуляции свидомых украинцев является тема - роспуска (ликвидации, сиречь уничтожения) Запорожской Сечи. В глазах доверчивых украинцев так и видится склоненная чубатая хохляцкая головушка под топором злобного москаля. Аналогия с утром стрелецкой казни так и просится на картины новой истории Украины. Именно сквозь призму противостояния Московии и Вольной Украины преподносится это событие.
С середины XVIII в. ситуация в Российской империи начала кардинально меняться. Произошел первый раздел Речи Посполитой в 1772 г. её восточные земли отошли России. После заключения Кучук-Кайнарджийского мира был получен доступ к Чёрному морю. Таким образом Запорожская Сечь оказалась не на защите границ южных рубежей нашей родины, а в середине земли русской, как говорил ещё князь Святослав в былые времена. Территория, которую контролировали казаки, стала теперь обычной провинцией империи – Окраиной. Сюда стало стекаться большое количество переселенцев с Балкан. В этих землях воцарился мир, которого не было долгие годы. Что способствовало экономическому росту всего региона. Желание стабильности стало одной из причин почему местное население не поддержало запорожцев, когда начался процесс ликвидации Сечи. Российская империя, расширяющая свою территорию на юго-западе и вышедшая к границам Крымского ханства, более не нуждалась в соседстве с неконтролируемой Запорожской Сечью, которая многократно выступала на стороне лютых врагов России - Речи Посполитой, Швеции, Крымского ханства и Османской империи.
Дмитрий Яворницкий (один из самых видных исследователей запорожского казачества) писал, что в Сечи были выходцы «чуть не со всего света: французы, итальянцы, немцы, калмыки, черногорцы, евреи, валахи, англичане, испанцы и представители всех славянских народов».
И всех их объединяла одна лишь цель – жажда добычи. Было бы кого грабить. И вот клятые москали заключили Кучук-Кайнарджийский мир, язви им в душу.
А в соседях у них оказались сплошь одни новороссы и малороссы. Если бы Сечь продолжала существовать, запорожцы были бы не носителями идей украинского национализма, а скорее угнетателями местных жителей в угоду своего космополитического братства и… согласно кодексу пиратов, составленного Морганом и Бартоломью.
Кстати, согласно этому же кодексу, только король может объявить войну. А так как короля на Украине отродясь не было (потому что каждый голосует только за себя) то пираты выбрали... королеву. Так и напрашивается аналогия с Екатериной, которая и объявила войну ост-индийской кампании, точнее Османской империи, которая контролировала (то есть грабила) весь юго-восточный регион.
И потому, когда началась русско-турецкая война запорожские казаки приняли в ней самое активное участие.
Характеристика на участников биения турок запорожскими казаками:
Сечь выставила 7500 конных и 5800 пеших казаков. Важную роль сыграла флотилия «чаек», которая успешно атаковала турецкие корабли в устье Дуная и не пустила турецкий флот на Днепре. Многие из казаков были представлены к награде, а кошевой атаман Калнышевский удостоился осыпанной бриллиантами золотой медали на синей ленте Андрея Первозванного. Никто не женат. Присутствие женщин в Сечи категорически не приветствовалось.
В 1772 г. В запорожское «товарищество» был принят могущественный фаворит императрицы Григорий Потёмкин, приписанный в отряд кошевого, какого сам знает куреня, под именем Грицько Нечёса.
Видать, титул Пан-Атаман Грициан Таврический, был взят не просто с потолка.
После заключения Кучук-Кайнарджийского мира, предоставившего крымскому ханству независимость, Россия начала вывод войск с полуострова. Петербург надеялся дипломатическим путем распространить своё влияние на ханство, опираясь на лояльность хана Сахиб Гирея и его брата Шахин Гирея.
Характеристика на хана Крыма Сахиб Гирея.
Не пользовался популярностью среди своих подданных из-за своего стремления к европейским ценностям. Но гарем имел по восточным понятиям.
Порта всячески старалась уклониться от выполнения договора, не пропуская корабли российского флота в Чёрное море, привлекая подкупом своих приверженцев. А контрибуцию вообще платить и не собиралась. В конце 1775 г турки высадили свои войска в Крыму. Прежнего хана свергли и поставили протурецкого хана Девлет Гирея.
Характеристика Девлет Гирея IV.
Возлежав на подушках крымского престола, возжелал, чтобы османский султан расторг договор с русскими и потребовал немедленно взять Крым под свою защиту. Беи Крыма, уже распробовавшие вино свободы и ощутившие его на вкус, отказались поддерживать требования нового хана. Женат на гареме Сахиб Гирея.
Стамбул на новую войну с Россией не решился.
В 1777 г. Российский ставленник Калга-султан Шахин Гирей, во главе ногайских войск и при поддержке российской армии вошел в Крым. И улегся на трон.
Характеристика на Шахин Гирея.
Деспот от природы, расточитель казенных средств, для чего обложил данью свой народ, за что был им не любим. Чтобы не быть свергнутым, создал "внутренние" войска, которые его же и свергли. Получил от императрицы единовременно 50 тысяч рублей и ежемесячную пенсию в тысячу рублей. Женат на гареме своих предшественников.
Но вместо ханства Екатерина вернула Крыму прежнее название и образовала Таврическую область. Освоением края занялся сам Потемкин. Его усилиями были основаны города Севастополь, Херсон, Николаев и др. В 1787 г Екатерина в сопровождении императора Австрии и целой кучей царедворцев и иностранных послов, посетила Крым и была поражена видом цветущих городов, новыми полками легкой конницы, а иностранных послов более напугал новый черноморский флот. Это тогда Ушаков, не сдержавшись, крикнул, перекрывая грохот пальбы корабельных пушек: «молодцы! Каждому по чарке водки».
С этим эпизодом тесно связан миф о так называемых «потемкинских деревнях», который на поверку оказался просто мифом. Слух был создан стараниями западных дипломатов, пытавшихся склонить султана отнять Крым обратно, так как там нет ни армии, ни флота, и народ бедствует и ждет помощи от турок.
Турция поверила, так как не ожидала от просвещенной Европы таких, чисто восточных хитростей, и потребовала у России увести войска из Грузии и много чего потребовала. К тому же британский посол уверил султана в помощи всего флота Британии. Что англичане обещали Екатерине, про то история умалчивает.
Только Россия уже была готова к любым военным действиям. Все действия Потемкина в Новороссии были подготовкой к турецкой агрессии.
Осенью 1787 г турки высадились в Крыму. Другой десант был высажен у крепости Кинбурн в устье Днепра. Десант разгромили войска Суворова, а флот потопили запорожцы на своих легкокрылых чайках. В следующем году войска под руководством самого Потемкина взяли крепость Очаков. После этого военные действия велись уже на территории Турции.
Летом 1789 г полководец Суворов на Балканах разгромил турецкую армию, превосходящую их в десятки раз. После того как семитысячная армия Суворова разбила тридцатитысячный корпус турок, (потеряв при этом аж двести человек) Юсуф-паша направил всю свою армию, численностью более ста тысяч человек на позиции русских и австрийцев, под командованием принца Кобурского. Узнав о нападении такой большой армии на его 18000 отряд, принц Кобурский прислал Суворову депешу: «Спаси нас» Суворов ответил: «Иду». И преодолев за два дня стокилометровый рубеж и переправившись через реку, Суворов напал на турок, готовивших шампура для насаживания голов австрияк. А австрийцы драили ментики и кивера, чтобы во всём блеске своего величия встретить янычар и умереть достойно. Потери турок в этой битве были 20000 человек. Русские потеряли в этой кровавой мясорубке четыреста человек. У австрийцев чуть больше. За эту операцию Суворов получил к своей фамилии приставку - Рымникский, а от австрийцев - звание графа.
После этого Суворов осадил крепость Измаил, которая по всем канонам войны была неприступной и могла выдержать многолетнюю осаду. Коменданту крепости был послан такой ультиматум: «24 часа для сдачи – и воля. Первые мои выстрелы – уже неволя. Штурм – смерть. Сие оставляю вам на рассмотрение».
«Скорей Дунай повернет вспять и небо упадет на землю», - ответил командующий крепости Измаил в ответ на ультиматум Суворова.
Кстати, в составе армии Суворова большую часть составляли донские казаки. Именно с ними он совершал такие стремительные походы и выиграл битвы, в результаты которых не поверил бы ни один нормальный военспец. В своей книге «Наука побеждать» он многие страницы написал, используя тактику ведения боя казаков. И не опирался на методики западноевропейских военных экспертов.
В довершение всех побед Россия получила выход к морям-океанам на все четыре стороны. И Аляску императрица-победительница не отдала бы ни за какие коврижки и печеньки.
И всё было бы прекрасно, если бы одновременно с этими событиями не произошло восстание Пугачева (1773-1775), охватившее многие регионы Поволжья, Приуралья и западной Сибири. Движущей силой восстания были Яицкие казаки, а сам Емельян, вроде как, донской казак. Это восстание так напугало Екатерину, что на подавление восстания были брошены лучшие силы империи во главе с легендарным Суворовым. Хотя Суворов приехал уже к шапочному разбору, когда Пугачев был пленен его же казаками, но последствия этого восстания ещё долго тревожили царских генералов.
Теперь перед императрицей встал вопрос, что делать с запорожскими казаками, которые не внушали доверия своей непредсказуемостью и полной независимостью.
В мае 1775 г. Генерал Текели выехал из крепости Святой Елизаветы навстречу возвращавшегося из дунайского похода корпусу Прозоровского и принял командование большей его части. Он должен был исполнить секретнейший приказ императрицы – «Спокойнейшим образом, убегая, сколько можно, пролития крови» ликвидировать Запорожскую Сечь.
Характеристика на генерала Текели.
Сербский дворянин, родился на территории Венгрии. Участвовал в войне за австрийское наследство, но принял русское подданство и поступил в Сербский гусарский полк. Главным предназначением легкой кавалерии было не участие в массовых сражениях, а малая, партизанская война в тылу противника – рейды небольших летучих отрядов, наподобие гусар Давыдова. Женат и счастлив.
Воспользовавшись беспечностью уснувших караульных, Текели двумя полками занял предместье Сечи Гасан Баша. Однако во внутренний периметр проникнуть не удалось. Текели направил к кошевому парламентёра с требованием капитуляции. Кошевой Калнышевский понял, что Сечь окружена плотным кольцом и сопротивление бесполезно, в чем его поддержали старшины и духовенство. Казаки собрались на поле, где им зачитали монаршеский манифест, после чего они сложили оружие. После этого кошевой Калнышевский, писарь Иван Глоба и судья Павел Головатый были отправлены в Москву. Остальным старшинам выписали охранные грамоты, а всем желающим казакам ордера, которые позволяли им на законных основаниях покинуть империю.
Манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи, и о причислении оной к Новороссийской губернии» был издан Екатериной спустя два месяца после операции Текели. В нём прилагаются как поводы, так и причины, по которым императрица решилась на этот шаг.
В шести пунктах приводились случаи нападения запорожцев на земли поселённых полков Новороссийского и донского казачества. Ещё одна причина ликвидации Сечи, состоит в том, что свободная торговля с Портой, вызывает зависть всей Европы и осложнялась из-за агрессивных действий запорожцев. Мало того запорожцы принимают «в своё худое общество людей всякого сброда», от чего проистекают разбой, пьянство и невежество запорожцев.
В довершении документа императрица признает военные заслуги запорожцев и всем пожелавшим того казакам позволяет оставаться на местах своего проживания. А старшинам обещает, что они «соразмерно службе и званию их получат степени».
Естественно, что вся свидомая украинская общественность называет этот акт проявлением российской агрессии против украинцев. Читая «Кобзарь» Шевченко невольно наворачивается слеза по уничтоженной гордости всего украинства.
Но вот что пишет потомок славных казаков про это "уничтожение" – Олесь Бузина:
«Ни один (подчеркиваю, ни один) запорожец при этом был не убит, ранен или покалечен – то есть «уничтожен». Возможно, в суматохе кто-то получил по морде, но на Сечи так часто и с таким смаком давали по морде, что уставшая история в конце концов перестала фиксировать подобные мелочи. По-настоящему пострадали трое – кошевой Петр Калнышевский, писарь Глоба и судья Павло Головатый. Всех троих сослали в монастыри. Калнышевского – на Соловки, остальных в Сибирь.
Потому что петербургское правительство подозревало кошевого в двойной игре в пользу Турции. Полковой старшина Савицкий написал донос о том, что Калнышевский собирается поддаться султану и даже приказал казакам быть готовым к походу на Россию. Правда, вскоре атаман передумал, а во время восстания голытьбы на Сечи даже дал деру под защиту царских войск.
О строгости на Соловках (во времена Екатерины) можно судить по тому, что после опалы Калнышевский прожил ещё 28 лет и умер… сто десятилетним.
А что же с остальной старшиной? Заставили пахать степь на Потемкина? Перепороли на радостях поголовно по врожденной московитской склонности к зверству? Не угадали. Их «репрессировали – то есть приравняв к российскому дворянству, наделили армейскими чинами и землей. Причём землю оставили ту, которой владели до ликвидации. А кому не доставало до положенных на дворянское рыло полутора тысяч десятин, ещё и прирезали. Атаман Верщацкий, например, оттяпал себе на Днепре 7900 десятин. Атаман Кирпан – 11912, а есаул Пишмич приватизировал почти 12,5 тысяч. Так что Сечь, как говорится, приговорили ко всеобщему удовольствию. Многие прибарахлившиеся братчики даже облизывались на радостях».
«Простые же экс-сечевики, по замыслу Потемкина, должны были по доброй воле поступить в гусарские и пикинерские полки. Но тут он явно недооценил тот исторический фактор, который сам Шевченко называл «невозмутимым хохлацким упрямством». Служить в каких-то там гусарах запорожцы явно не желали, не в силах расстаться с шароварами ради узких рейтуз. Вместо этого часть казаков дали деру за Дунай, а остальные разбрелись по плавням, таская из тины карасей и дожидаясь очередной перемены политического курса».
«В конце концов «хохлацкое упрямство доконало даже неукротимого екатерининского орла. 6 апреля 1784 г. Потемкин, предвидя очередную войну с Турцией, добыл разрешение императрицы обновить Войско Запорожское «на манер Донского», чтобы не оставлять границы империи распахнутыми, как ворот корчмы.
Поначалу оно называлось «Верное Запорожское Войско, а потом получило название – Черноморское. Потемкину же достался диковинный титул Гетмана казацких войск Екатеринославских и Черноморских. Так что последним гетманом был именно он, даже умер на руках черноморцев из своего конвоя.
В 1792 г после победоносной турецкой воны, в которой казаки героически захватили крепость Хаджибей на месте нынешней Одессы и со стороны Дуная ворвались в Измаил, Екатерина пожаловала черноморцам в вечное владение Кубань, отобранную у ногайских татар Суворовым. Бывшие запорожцы получили гигантский шмат целинной земли, удивительно похожий на тот, которого их некогда лишили, и право войскового управления. Все тридцать восемь запорожских куреней под теми же названиями были перенесены на Кубань».
Только официально за первую половину XIX столетия на Кубань с Украины переселилось около 130 тысяч человек. Видимо всё же под защитой российской империи жить было лучше.
Так что, извиняйте, господа-паны хорошие, если бы хоть раз русских так "притесняли и гнобили", как запорожцев, то и у нас на заборах бы сидели не воробьи драные, а индюки с павлинами.