Знаете ли вы, что самая длинная железная дорога в мире находится в России? Это Транссибирская магистраль. Длина ее составляет 9288 км. Транссибирская магистраль строилась в конце XIX – начале ХХ века, но даже в наши дни она кажется настоящим чудом. А работа, которая была проделана при ее создании, просто поражает.
Транссибирская магистраль стала крупнейшим проектом Императора Александра III, объединив железнодорожным сообщением крупнейшие города Европейской России, Сибири и Дальнего Востока. О том, что это было дело государственной важности, говорит тот факт, что на закладке магистрали присутствовал Цесаревич Николай Александрович – будущий Император Николай II: 31 мая 1891 года во Владивостоке он выгрузил первую тачку грунта в насыпь будущей железной дороги.
Начало строительства
Масштабное строительство сопровождалось многими сложностями. И дело было не только в протяженности дороги, но и в рельефе: на пути были горы, реки, озера и леса. Часть магистрали должна была проходить в вечной мерзлоте, где температуры опускались до -60°С. Несмотря на то, что российские строители старались не вести железную дорогу прямо, а вписывать ее в рельеф, уменьшая необходимое количество мостов и туннелей, только на участке от Челябинска до Иркутска было построено 658 мостов.
Весь путь был разделен на семь участков и строители двигались навстречу друг другу с востока и запада. Строительные бригады представляли собой целые городки, где жили семьями. Там обязательно были санитарный вагон, кузница, лавка и кладовая.
Одним из самых сложных стал участок вокруг озера Байкал. Инженерные сооружения - мосты, виадуки, противообвальные галереи, подпорные стены - приходилось возводить каждые 400 метров. Так, было построено 39 тоннелей.
Вокзал "Слюдянка"
Транссибирская магистраль знаменита и своими архитектурными сооружениями. Недалеко от Иркутска был построен вокзал "Слюдянка", уникальный тем, что был сложен полностью из белого и розового мрамора. Инициатором его строительства стал Михаил Иванович Хилков, бывший в то время министром путей сообщения. Архитектора пригласили из Италии.
Станция работает до сих пор и стала туристической достопримечательностью, которую посещают все, кто едет на Байкал. В 2005 году на "Слюдянке" провели капитальную реконструкцию, но снаружи ее оставили точно такой же.
Станция "Середина" и ледовый поход
А этой станции на современной карте Транссибирской магистрали нет. Но её история – ещё одно чудо транссибирской магистрали. Станцию «Середина» пришлось построить из-за начавшейся русско-японской войны. Железная дорога вокруг Байкала еще не была достроена, так что единственным средством пересечь озеро, был ледокол-паром Байкал. Но его было явно недостаточно для того, чтобы перевезти на восток солдат и грузы. И тогда министр Михаил Хилков, которого называли "князь машинист", решил проложить рельсы прямо по льду. Однако, несмотря на толщину льда, это вызвало огромные сложности. Лед постоянно лопался, рельсы разлетались и путь разрушался на десятки метров.
Тогда было решено укладывать в местах наиболее частых разрушений доски крест-накрест, а уже сверху шпалы и рельсы. Такая конструкция проверку выдержала, и составы двигались по льду Байкала, отдыхая на промежуточной станции посреди озера. Той самой "Середине", под которой была глубина больше километра.
Есть миф, что министр лично вел первый паровоз, но на самом деле это не совсем не так. Хилков действительно был в первом составе, но паровозы были слишком тяжелыми и лед их не выдерживал, поэтому их перевозили в составах по частям. А составы шли на конной тяге.
За время действия этой ледяной дороги удалось переправить 65 паровозов и 2000 вагонов. Как отметили иностранные журналисты: "Руководитель российских железных дорог оказался более опасным противником, чем военный министр".
Харбин - русский город с китайской пропиской
Сейчас Харбин – это китайский мегаполис с многомиллионным населением. Но еще сто лет назад это был небольшой городок, большую часть жителей которого составляли железнодорожники.
Как же так получилось, что русские оказались в Китае?
Изначально в планах Транссибирская магистраль не должна была выходить за пределы Российской Империи, однако предстояло построить еще 2000 км сложнейшего пути возле Амура, а время поджимало. Тогда было решено сократить путь через Манчьжурию.
Благодаря переговорам министра финансов С.Ю. Витте, китайцы разрешили строить на своей территории Китайскую Восточную железную дорогу - КВЖД. Строительство началось в 1897 году. И было оно совсем не простым.
Строители работали, несмотря на сезоны дождей, постоянны нападения разбойников и даже китайское восстание.
В 1900 году в ходе восстания ихэтуаней начались нападения на КВЖД. Восставшие пытались уничтожить железную дорогу и прогнать русских с китайской территории. Разрушались железнодорожные пути, мосты, телеграфные линии, жилье и станции. Восстание сумели остановить только коалиционные силы восьми государств, одним из которых была Россия. Строительство пришлось начинать с нуля: из-за восстания было уничтожено 900 верст железнодорожных путей, было убито 1300 человек. Убыток - 72 миллиона рублей.
Но и это не было финалом злоключений: в 1902 году началась эпидемия холеры. Тем не менее, железнодорожники преодолели все трудности, и 1 июля 1903 года КВЖД была закончена.
Россия, а позже СССР, владели КВЖД до 31 декабря 1952 года, когда она «в знак дружбы» была передана КНР.
Однако до этого было решено, что Транссибирскую магистраль, все же, нужно иметь в своих границах. И в 1907-1915 годах был достроен участок Куэнга - Хабаровск.
"Сибирский Экспресс"
Транссибирская магистраль использовалась не только для перевозки грузов. По ней курсировал поезд-люкс "Сибирский экспресс", который поражал воображение каждого, кто совершал путешествие. 14 дней, а именно столько тогда длилась поездка, пассажиров развлекали музыкальными номерами, игрой в бильярд и карты. Вечером пассажиры могли читать при свете маленькой электрической лампы. Был даже специальный вагон-спортзал, оборудованный гантелями и гирями.
Естественно, стоило это удовольствие довольно дорого. Билет первого класса обходился в 148 рублей 15 копеек, что составляло зарплату за полгода квалифицированного рабочего.
Ездил этот поезд и в советские времена, его очень любили иностранцы, потому что получали возможность добраться во Владивосток быстрее, чем на корабле через Суэцкий канал. Другие же просто наслаждались поездкой. Одним из знаменитых пассажиров был музыкант Дэвид Боуи.
Сейчас по этому маршруту ездит туристический поезд "Императорская Россия".
В наши дни Транссибирская магистраль остаётся одной из главных железнодорожных артерий страны. На ее пути находится 80% промышленного потенциала России. За 6 дней и 19 часов от Ярославского вокзала до Владивостока поезд проходит через 600 станций и 88 городов. Еще в 1985 году участок Омск - Новосибирск попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый грузонапряженный, 40 пар поездов в час.