В заданиях ЕГЭ №5 и №6 прячутся лексические ошибки. Выпускникам предлагается обнаружить неверно употреблённый пароним, коварный плеоназм или лексическую несочетаемость слов. Ошибки эти весьма специфичны и далеки от орфографических и пунктуационных. Поэтому и подход к ним нужен особый.
Ключевую роль в успешном выполнении заданий играет наработка. Но оттачивать надо не умение применять правила, а знание лексических значений и законов сочетаемости слов. И чтение в этом деле – лучший помощник. Чем больше литературы вы поглощаете, тем увереннее чувствуете «фальшь»: неверно употреблённое слово или избыточность значения. Но не повредит и знание алгоритмов выявления ошибок, которые я и предлагаю вашему вниманию.
№5: находим неверный пароним
Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию (однокоренные), но разные по значению. Как правило, это одинаковые части речи, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. В задании №5 необходимо не просто найти неверно употреблённый пароним, но и заменить его на правильный. Делаем это в 3 шага:
1. Вам дается 5 предложений. В каждом содержится выделенное слово, которое может быть неверно употреблено. Необходимо внимательно ПРОЧИТАТЬ все 5 предложений и действовать методом исключения, даже если ошибка была уже в первом. Лучше подстраховаться.
2. К КАЖДОМУ выделенному слову подбирайте пароним. Помните, что в каждой части речи меняется что-то свое: у глаголов – приставка, у прилагательных – суффикс, у существительных – и характер основы, и приставки, и суффиксы. Для того чтобы не мучиться с подбором слова, пользуйтесь словарём паронимов. Краткий словарик паронимов каждый год размещается на сайте ФИПИ.
3. ОБЪЯСНЯЙТЕ значение каждого слова, составляя с ними словосочетания. Так запоминать проще всего. Сверяйтесь с контекстом. Эта тренировка позволит подобрать правильный ответ, ведь в задании требуется найти верный пароним.
Подробнее о задании №5 в этом материале. Здесь же содержится актуальный словарик паронимов.
№6: разоблачаем плеоназмы
Плеоназм – это речевая избыточность, с греческого переводится как «излишество». Обозначает он употребление ненужных слов, которые дублируют термины и понятия, входящие в эти же словосочетания. В отличие от тавтологии – повтора однокоренных слов – плеоназм не бросается в глаза. Он спрятан, требует осмысления. Вот 3 шага, чтобы его изловить:
1. Чтобы выявить плеоназм, включите критическое мышление. Внимательно прочитайте предложение. Если вы видите знакомое или полузнакомое слово в сочетании с прилагательным, сверьтесь с толковым словарём и уточните значение.
2. Обращайте особое внимание на иноязычные слова. Часто ошибка в №6 связана именно с ними. Происходит это из-за того, что употребляющий их человек не знает значения термина и дублирует его, прибавляя русское прилагательное.
3. Следите за логикой высказывания, задавайте себе вопросы и рассуждайте. Ответьте на вопрос: не дублирует ли прилагательное значение существительного? Исключите слово, показавшееся вам лишним.
Примеры распространённых плеоназмов с объяснениями даны здесь.
№6: учимся видеть речевую несочетаемость
Нарушение лексической сочетаемости – это самая опасная ошибка из всех перечисленных. Она незаметна – это раз. А во-вторых – универсальных правил, помогающих её обнаружить и исправить, не существует. Если же, не видя её в упор, вы спросите у учителя или репетитора, почему это неправильно, самым коротким, но бесполезным ответом будет: так не говорят. Нельзя поднять тост или сделать кофе, отъезд не может быть скоропостижным, а потерпеть победу невозможно. Но что же делать бедным школярам, которым необходимо выполнить задание №6, чтобы приблизиться к заветной сотне по ЕГЭ?
1. Больше ЧИТАЙТЕ и обращайте внимание на сочетания слов, запоминайте их. Здесь этот совет неизбежен. Неверно употреблённый пароним или плеоназм можно заметить без труда – дело тренировки. В обнаружении хорошо помогают словари. А лексическую несочетаемость могут не видеть даже опытные учителя и редакторы, потому что чётких правил нет.
2. Внимательно прочитайте данное в задании предложение. Если вы не заметили ничего подозрительного, РАЗБЕЙТЕ предложения на словосочетания и прорабатывайте каждое. Размышляйте, можно ли так сказать.
3. Выполняйте как можно больше заданий с формулировкой «исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово». ВЫПИСЫВАЙТЕ в теоретическую тетрадь верные словосочетания и заучивайте их. Если прорешать хотя бы 40-50 вариантов, есть шанс, что один из разобранных случаев попадётся вам на экзамене.
Анна Терехова
Все статьи канала здесь: