Найти тему
Nika Bolzan

Развитие речи у детей. Второй год жизни

Первые осмысленные слова у ребенка появляются к концу первого года жизни. Речь ребенка в год возникает не вдруг, а на богатой почве лепета, понимания слов, развития речевого аппарата, произнесения звуков, слогов и слов по подражанию.

После года родителям следует уделять больше внимания накоплению пассивного словарного запаса ребенка. Разговаривайте с малышом внятно, договаривая слова и фразы до конца, называйте предметы, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте.

Разговоры с самых пеленок – необходимое условие для возникновения речи у ребенка. Как малыш научится сначала подражать, а потом и осмысленно выговаривать слова, если их не будет постоянно их слышать?

Что делать, если ребенок мало говорит?

В возрастной психологии есть понятие — «сензитивный период». Это такое время в жизни каждого человека, когда он особенно чувствителен к определенным психологическим воздействиям. Для развития речи сензитивен период от 0 до 6 лет.

• На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка.

• На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы.

• В 2,5-3 года ребенок начинает говорить фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением.

Впрочем, у каждого ребенка свои темпы речевого развития.

Девочки начинают говорить раньше мальчиков
Исследования показали, что у девочек языковые навыки развиваются быстрее, чем у мальчиков. И не потому, что они умнее мальчишек. Все дело в тестостероне. Известно, что пренатальный тестостерон влияет на развитие нервной системы плода, и предварительные исследования показали, что этот гормон связан с задержкой речевого развития. Ученые из Университета Западной Австралии исследовали этот вопрос на большой группе детей. Они собрали образцы пуповинной крови у 861 случайно выбранных новорожденных и измерили уровень биодоступного тестостерона. Как и ожидалось, у мальчиков был гораздо более высокий уровень тестостерона чем у девочек. В течение следующих трех лет родители ежегодно заполняли анкету для мониторинга младенцев, в которой измерялось коммуникация (язык), крупномоторная, мелкая моторика, адаптивное и социальное развитие.
У большей части малышей мужского пола была большая задержка общения на всех трех этапах оценки.

Как помочь ребенку заговорить?

Если ваш язык прост и понятен – замечательно.

Поощряйте любые попытки ребенка произносить слова. Это здорово, что мама и малыш прекрасно понимают друг друга, общаясь на языке звуков и жестов. Но для стимуляции речевого развития родителям полезно иногда разыгрывать непонимание, чтобы у ребенка появилась потребность выразить свою просьбу с помощью слов.

Бывает, что ребенок не начинает говорить, потому что плохо фиксирует внимание, не вслушивается в речь, поэтому его пассивный словарь слишком беден. Он просто не может его накопить. Порой родители говорят, что малыш все понимает, но при этом все просьбы они сопровождают жестами. Если, например, мама произносит слова четко, а бабушка сюсюкает, то ребенок теряется, а пока размышляет, кому все-таки подражать, выбирает нейтральную позицию – молчит.

Ребенок познает мир и понемногу начинает понимать, что все то, что он делает, и все, что с ним происходит, можно описать словами, есть смысл самому научиться рассказывать об этом.

Чтобы не терзать себя всякими сомнениями, что вдруг мой малыш плохо развивается, и не травмировать психику ребенка, вам самим нужно перестать относиться к молчанию ребенка, как к проблеме. Как минимум месяца на 2 забудьте о том, что дети вообще должны говорить. Ажиотаж вокруг «молчания» ребенка только оттягивает начало. Как и в случае, когда ребенок плохо ест: чем меньше вы об этом говорите, тем легче ребенку изменить свое поведение. Многие дети начинают говорить гораздо позже, чем полагается по всяческим медицинским нормам.

Но! Обычно такие дети моментально проскакивают фазу «детских слов», т.е. практически не говорят «бибика, ава, ки-ки» — для них это слишком просто. Они почти сразу употребляют в речи взрослые слова (о произношении, понятно, речь не идет). Быстрее, чем разговорчивые дети, переходят к сложным фразам.

Развитие маленьких молчунов просто идет другим путем: накопление информации, затем ее активное использование. Единственный минус для родителей — ребенок начинает говорить стремительно, «прорыв» может сопровождаться у ребенка повышенной нервозностью, возбудимостью.

Прием поручений

На втором году жизни одним из приемов активации речи ребенка является прием поручений. После того, как малыш выполнил конкретное задание, необходимо (особенно после 1-го года 6 месяцев) спрашивать: «Что ты принес? Куда положил? Где ты взял?» и т. д.

Обучение названиям действий происходит в процессе показа способов действий с предметами и игрушками с помощью вопросов: «Что ты делаешь? Что ты будешь делать?» и т. д.

Вопросы являются особенно действенным приемом, т. к. активизируют мыслительную деятельность детей.

Систематические направленные контакты взрослого с ребенком способствуют тому, что во втором полугодии 2-го года жизни меняется характер общения между ними – оно становится обоюдным. Ребенок активно задает вопросы: «Ляля бай?», «Киса ам?» – на которые взрослый ему отвечает. Речь для двухлетнего малыша становится основным средством общения, значительно увеличивается словарный запас. Слова уже приобретают обобщающее значение.

Когда дети начинают говорить

Внезапный переход к активной речи чаще всего происходит примерно в возрасте от 2-2,5 лет.
В 2,5–3 года словарный запас ребенка варьируется от 250 до 500 слов. Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке с опорой на картинку или без нее, начинает активно задавать вопросы (возраст «почемучек»). В два – два с половиной года ребенок осваивает твердые звуки [с], [л], затем — [ы], [в], [р], [з]. Стечение согласных все еще не усвоено, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. В многосложных словах пропускаются слоги, чаще предударные (не «машинка», а «шинка», «клой» — открой, «сото» — высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул), иногда вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» — стаканчик) и т.п.

Иногда дети пропускают приставки (не «проснулся», а «снулся»). В речи появляются предлоги (на, у, с), союзы (и, то, а, потому что, тогда, когда), такие наречия, как больше, меньше, короче, скорее, полностью усваиваются личные местоимения.

Развитие речи в зависимости от темперамента

У деток с более подвижным нервным устройством (интравертные сангвиники и холерики) существует большая потребность делиться с внешним миром всеми своими впечатлениями. А как это делать молча? Если же малыша устраивает углубленно-флегматичный язык ласковых маминых прикосновений, ему довольно удобно будет продолжительное время мудро молчать. Но это касается физиологической стороны. Эмоциональное же отношение к миру нужно развивать.

Источники:
1. Sex-specific associations between umbilical cord blood testosterone levels and language delay in early childhood

2. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22276678/

Language Experience in the Second Year of Life and Language Outcomes in Late Childhood

3. https://pediatrics.aappublications.org/content/142/4/e20174276

The Littlest Linguists: New Research on Language Development

4.https://www.psychologicalscience.org/publications/observer/obsonline/2021-september-language-development.html

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц