В авторской передаче "Сухой остаток" Юрий Пронько говорит о проблеме, касающейся каждого. "Есть две причины роста цен в России", – уверен ведущий "Первого русского".
Чиновники у нас любят сотрясать воздух. Однако когда дело доходит до реальных решений, например в отношении монополий, прыть их быстро исчезает. На этой неделе стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила "проучить" одну торговую сеть за то, что в своих магазинах она устанавливает разные розничные цены. Казалось бы, надо порадоваться. Дескать, государство решило навести порядок, но когда узнаёшь детали дела, то понимаешь, что торговые монополии и те, кто их "крышует" во власти, не заметят столь грозного решения ФАС.
Как стало известно, чиновники решили "наехать" на "барыг и спекулянтов", потому что в одних магазинах Московской области мясо, хлеб, мука стоят дешевле, а в других – дороже. Дескать, в отдельных случаях речь идёт о разнице в 10%. Однако эксперты в унисон говорят, что проблема не просто в ценообразовании, а в том числе в доминирующем положении конкретных игроков в конкретном регионе.
Сам факт, что ФАС обратила внимание на цены в продуктовой рознице, положительный. Однако если вникать в суть дела, то окажется, что речь идёт о проблеме двух торговых центров, расположенных в сёлах Подмосковья, и требованиях привести их цены в соответствие с другими населёнными пунктами региона. То есть это, конечно, не решает проблему роста цен для потребителя целиком, – отметил эксперт по вопросам антимонопольной политики Алексей Ульянов. – Здесь, конечно, нужен комплексный подход, который прежнее руководство ФАС не исповедовало. Оно, скорее, покрывало монополистов, в том числе и в ретейле, и такой политики разумной, когда, допустим, в регионе было бы представлено несколько торговых сетей, мы не видели. Наоборот, регионы, районы Москвы и других крупных городов чётко поделены между конкретными торговыми сетями. Слияние торговых сетей, поглощение местных региональных игроков – на это ФАС тоже закрывала глаза.
Очевидно, что жадность торговых монополий и неспособность чиновников обуздать их аппетиты – ключевая причина роста цен в России. Более того, резкий рост инфляции фиксируется
во многих странах мира. Особенно на продукты питания. И здесь, если не обуздать аппетиты монополий, как в производстве, так и в торговле, можно получить ситуацию, когда людям будет нечего есть.
Я был вторым по объёмам в России производителем макарон. Мы с сетями всегда ругались, спорили, они брали огромные деньги – за расположение на полке, за рекламу, бонусы и так далее. И я просто смотрел, что цена оптовая на фабрике и цена в магазине отличались в два раза, в магазине было в два раза дороже. И тогда это были ещё хорошие времена, – рассказал Царьграду предприниматель Андрей Ковалёв. – А сейчас-то люди живут бедно. Сейчас, например, макароны на мировых рынках и зерно твёрдых сортов пшеницы подорожали в два раза. И всё уходит за границу. И если сейчас этот вывоз не остановить, макароны будет делать не из чего. И макароны тоже подорожают в два раза. Я думаю, что сейчас нужно организовать комплексное взаимодействие государства, производителей и торговых сетей. Надо зарабатывать разумные, небольшие проценты. Если все сейчас начнут гнаться за огромной прибылью, народу будет есть нечего.
Инфляция, которая достигла в России максимума за пять лет, разочаровала аналитиков, ожидавших сезонного спада. В ЦБ считают, что вина на простом народе, который не особо доверяет команде Эльвиры Набиуллиной. Какова её политика? Судим по высказываниям:
Наша страна шесть лет назад перешла к таргетированию инфляции. И у нас инфляционные ожидания, к сожалению, по-прежнему не заякорены. Во многих странах есть всплеск инфляции, но люди убеждены, что ЦБ примет все решения и инфляция вернётся к цели. У них есть огромный опыт таргетирования инфляции, – отмечала глава Центробанка. – У нас люди помнят огромную инфляцию 90-х годов, высокую инфляцию нулевых годов, и когда происходит текущий всплеск цен – особенно на продовольственные товары, повседневного спроса, – они ожидают, что инфляция будет расти. А что это означает? Люди начинают больше тратить, меньше сберегать, бояться, что деньги обесценятся, делать крупные покупки – даже в большие кредиты, ожидая, что нужные товары подорожают. Это само по себе толкает инфляцию вверх. Поэтому мы должны обязательно снизить инфляцию и инфляционные ожидания как можно скорее.
Очевидно, что от ЦБ не стоит ожидать серьёзных изменений в их политике. Простой народ у них всегда будет виноват во всех бедах. В Минпромторге, в свою очередь, предложили регулировать формат закупок продукции магазинами. Цель – сдержать рост цен. Выглядит данная инициатива многообещающей, но есть проблема: как бы подобные решения не привели к дефициту товаров и новому витку повышения оптовых и розничных цен.