Согласно исследованиям аналитической компании GfK, каждый третий житель России испытывает дефицит времени. Распределять задачи таким образом, чтобы максимально все выполнять чаще не удается из-за неправильного планирования и недостаточной самоорганизации. Но в тайм-менеджменте существуют разные способы и методики, которые способны помочь вовремя выполнять даже трудные и неинтересные задачи.
Для тех, кто страдает от дедлайнов, переносит постоянно сроки и ничего не успевает, предлагаю 7 техник самоорганизации.
Техника потока (Pomodoro)
Метод разработан в середине 80-х годов прошлого столетия итальянцем Франческо Чирилло, когда он использовал кухонный таймер, выполненный в виде помидора, чтобы продуктивно готовиться к экзаменам. Техника помогает сосредоточиться, и поможет тем, кто легко отвлекается. Заключается она в следующем:
- поставить таймер на 25 минут;
- выполнять работу;
- 5 минут отдохнуть;
- снова 25 минут работать;
- через 4 цикла отдыхать в течение получаса.
Метод светофора
С помощью цветного способа можно разделить задачи на срочные и не очень. Суть в том, чтобы разбить все дела на три списка – красный, желтый и зеленый. В первый помещаете неотложные задачи. Во второй то, что будете решать в ближайшие дни. В третий записываете все, что может подождать. По мере смены статуса дел переносите их из одного списка в другой.
Метод 90/30
Технику разработал блогер Тони Шварц. Метод представляет собой циклы по два часа. Девяносто минут работы, затем 30 минут отдыха. Человек сам устанавливает необходимое количество циклов.
Суть техники заключается в том, что именно за первые полтора часа нужно сделать самое важное. Последующие циклы можно посвятить менее глобальным задачам.
Поедание лягушек
Автор метода Брайан Трейси – специалист по саморазвитию. Он призывает каждое утро «съедать по лягушке», т.е. сразу выполнять самое неприятное и трудное дело. После этого станет легче, упадет гора с плеч, появится хорошее настроение. Самые легкие задачи можно отложить на вторую половину дня после того, как со всеми «лягушками» разобрались.
Fresh or Fried
Техника «Fresh or Fried» с английского языка переводится как «свежий или жареный». Автор метода - блогер Стефани Ли. Он условно разделяет день на две части. Утром, когда человек просыпается, его мозг еще свежий, но днем он устает – «поджаривается».
Методика:
- Накануне составьте список дел на завтра.
- Самые важные и нелюбимые дела включите в блок «fresh».
- Несрочные, несложные и приятные дела отправьте в блок «fried».
- Утром начните выполнять задачи согласно списку. Начинайте с «fresh».
- Вечером составьте снова перечень дел на следующий день.
Метод Тима Феррисса
Тим Феррисс – американский оратор, писатель, автор бестселлеров по тайм-менеджменту. Он разработал свое правило, которое базируется на двух принципах:
- Правило 80/20 или принцип Парето. 80% дел можно сделать за 20% времени. Оставшиеся 20% дел выполнить за 80% периода.
- Закон Паркинсона. Человек трудится в течение всего времени, которое он выделил на работу.
Феррисс считает, чтобы все успевать, не надо больше работать. Нужно концентрироваться. Лучше трудиться с максимальной отдачей 20% времени. Это поможет переделать значимые задачи. 80% уделить текучке.
Тайм-менеджмент по хронотипу
Майкл Бреус – клинический психолог, считает, что существует четыре хронотипа. Если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни улучшится. У всех людей разные пики активности и время отдыха.
Хронотипы:
- «Медведь». Человек просыпается с 7-11 утра. Пик работоспособности с 11 до 18. Сон не позднее 23 часов.
- «Лев». Поднимается с кровати с 5.30 до 10. Активность наблюдается с 10 до 17. Спать ложится в 22.30.
- «Волк». Утром просыпается с трудом, обычно с 7.30 до 12. Днем способен эффективно работать до 20 часов. Отход ко сну в 00.00.
- «Дельфин». Крайне беспокойный человек. Даже если поднялся с 6 до 10 утра, может уснуть снова. Рабочая активность с 10 до 18 часов. Засыпает к полуночи при условии, что за два часа отключил гаджеты, не смотрел телевизор.
Напишите, какая техника вам кажется наиболее интересной. Думаю, что стоит комбинировать их. Выяснить, какие часы самые продуктивные, и в это время выполнять наиболее сложные задачи, не забывать делать перерывы и распределять задачи на «срочные» и «несрочные».
А как считаете вы? Каким способом планирования и самоорганизации пользуетесь?
Ещё по теме:
Как ставить цели, чтобы не пришлось искать оправданий своим неудачам