По новостному каналу сегодня прошел сюжет о том, что мошенники придумали новый способ похищения наших с Вами денег с банковской карты.
Суть его заключается в том, что мошенник от имени гражданина обращается к оператору мобильной связи с заявлением о смене сим-карты, получает сим-карту гражданина и с ее помощью меняет логин и пароль от «интернет-банка» и получает доступ к счетам, вкладам и картам жертвы. Все гениальное просто, и чем проще ловушка, тем вероятнее, что она сработает.
Этот способ прост и надежен как лом, а от лома, как известно, нет приема. Хотя …., но об этом в другой раз.
Возникает законный вопрос: как будем защищаться? А защищаться мы будем «Индусом».Помните такой анекдот? Если нет, хороший повод найти его на просторах интернета и поднять себе настроение.
Есть абсолютно законный способ проблему похищенных денежных средств у гражданина сделать проблемой его обслуживающего банка.
На самом деле, мошенники лично у граждан ничего не крадут. Мошенники с использованием логинов и паролей банковских карт, принадлежащих гражданам, крадут денежные средства у банков. Разовьем эту мысль. Статьей 845 ГК РФ Банку предписано выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. То есть закон говорит нам: если гражданин не давал распоряжения банку о перечислении и выдаче соответствующих сумм со своего счета (а мы помним, что такие распоряжения давал мошенник), то банк не должен был совершать операции по счету клиента. Соответственно, банк, совершивший операцию по счету клиента без его распоряжения, допустил нарушения и обязан, как минимум, вернуть клиенту необоснованно списанную сумму.
Предвижу вопрос, мой дорогой читатель: неужели все так просто и никто, кроме автора этих строк, до этого раньше не додумался? И как говорят в Одессе, если ты такой умный, то почему ты пишешь статьи в Дзен?
Во-первых, не все так просто (об этом ниже), но и не запредельно сложно. А, во-вторых, об этом «Пол Петербурга болтает и все под страхом смертной казни» (высказывание принадлежит графу Василию Федоровичу Лядащеву «Гардемарины, вперед!»). И если перевести это высказывание на официальный язык, то для экспертного сообщества юристов в области банковского права этот вопрос не является Terraincognita (неизвестной землей).
Статьей 9 ФЗ «О национальной платежной системе» (далее- Закон) для банка и гражданина установлены некоторые правила, от соблюдения или несоблюдения которых зависит, возникнет ли обязанность у банка вернуть гражданину денежные средства, похищенные с его счета, или нет. Так, банк обязан информировать гражданина о каждой операции, совершенной с использованием карты или итернет банка, путем направления гражданину уведомления (далее - уведомление об операциях) в порядке, установленном договором с гражданином. Способы направления уведомлений об операциях, используемые банками, могут быть различными. Наиболее распространенный способ – это смс-уведомления.
Гражданин – обязан:
- не сообщать секретные данные, касающиеся карты и не разглашать логин и пароль от интернет-банка.
- своевременно сообщить банку о несогласии с совершенной операцией.
Иными словами, самое главное не разглашать секретных данных о карте и интернет банке, вовремя обнаружить операцию, которую совершали не Вы и информировать об этом банк: сначала по телефону, потом в письменном виде. И с этого момента если уж проблема не станет проблемой банка, то, как минимум, проблема станет общей.
Более подробно о том, в каких случаях и при каких обстоятельствах банк обязан вернуть денежные средства от несанкционированной Вами операции, можно узнать из статьи 9 Федерального Закона "О национальной платежной системе".
Будьте грамотными и помните, что беду лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями.
#юрист #мошенники #банковские карты #право #банк #юриспруденция