Найти тему
Солонский Андрей

Музей Усть-Ижорского фанерного комбината и архитектура Ле Корбюзье

Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината одно из самых необычных с архитектурной точки зрения зданий Санкт-Петербурга.
Усть-Ижорский фанерный комбинат основан в 1910 году, в 1935 после реконструкции завод становится одним из крупнейших государственных фанерных комбинатов в СССР. Фанера, изготовленная на УИФК, использовалась при постройке гостиницы «Россия» и Дворца съездов московского Кремля, концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, всех станций петербургского метрополитена.
Проект музея был готов в 1978 году. О нём упоминается в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда» за 1978 год (№ 2): «Сохранив существующее здание музея, авторы предложения (арх-ры И. П. Шмелёв и Б. Б. Фабрицкий) создали совершенно новую композицию, отличающуюся скульптурной пластикой…»

Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината
Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината

Строить, точней перестраивать старый музей начали в 1981 году, но во время большой Перестройки, начавшейся в стране строительство остановилось. В 1994 году здание передали местной протестантской общине (в наши дни - Духовно-культурный центр "Ковчег" Российской церкви христиан веры евангельской), которая и завершила строительство только в 2010 году.

Архитектурное решение здания получилось столь непривычным, что с самого начала вызывало много различный ассоциаций. Часть местных жителей видит в образе здания взрыв, большинству видятся грибы. И это еще самые скромные сравнения )))

Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината и грибы.
Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината и грибы.

Но люди, знакомые с историей архитектуры, сравнивают здание музея и всемирно известную капеллу Роншан архитектора Ле Корбюзье.

Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Франция. Архитектор Ле Корбюзье.
Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Франция. Архитектор Ле Корбюзье.

Нотр-Дам-дю-О (буквально «Дева Мария на высотах») или капелла Роншан — бетонная паломническая церковь, построенная в 1950—1955 гг. во французском местечке Роншан. Попробуем разобраться так ли похожи эти здания. Если смотреть на выше представленную фотографию, то вроде бы ничего общего. Но давайте поищем другой ракурс.

Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье (вверху) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (внизу)
Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье (вверху) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (внизу)

Здесь уже явно видно сходство в общей компоновке объемов. И даже окно на том же месте. ))

Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье (вверху) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (внизу)
Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье (вверху) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (внизу)

А на этих фото хорошо видно, что у каждого здания имеются по три похожие башни в форме цилиндра, разрезанного по вертикали.

Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье (слева) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (справа)
Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье (слева) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (справа)

Если посмотреть на здание бывшего музей с другой стороны, то и здесь заметно сходство. И перемычки между башнями сохранились

Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината
Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината

По утверждению самого архитектора Игоря Шмелёва при проектировании он хотел символически воплотить лодки-понтоны, вдохновившись легендами о квартировавшейся в этой местности понтонной роты Петра I, а также историей Ижорских заводов, поставлявших материалы для Дороги жизни. Но представленном выше фото хорошо виден образ крыши-лодки. (К слову, размещенная в наши дни в здании протестантская церковь, понимая этот символизм, отразила его в названии: Духовно-культурный центр "Ковчег")

Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье.
Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье.

Но и Ле Корбюзье в капеллу Роншан закладывал образ ковчега, что естественно для христианской Церкви. Это хорошо видно с разных ракурсов, Например на этом фото: крыша выглядит как огромная лодка.

Кроме широко известной капеллы Роншан можно найти и другие архитектурные параллели. Вот часовня семинарии Божественного Слова, при Католическом университете Нанзан в городе Нагоя, Япония. Построенна часовня в 1962 году по проекту архитектора Антонина Раймонда. Антонин Раймонд, родился как Антонин Рейманн (10 мая 1888 г., Кладно , Королевство Богемия - 21 ноября 1976 г. Лангхорн, Пенсильвания ), чешско-американский архитектор. Раймонд родился и учился в Богемии (ныне Чехия), позднее работал в США и Японии. Раймонд был также консулом Чехословакии в Японии с 1926 по 1939 год. Раймонд интересовался работами Ле Корбюзье еще начиная с 30-х годов. Одно время они даже состояли в переписке. В здании часовни в Нагое Антонин Рейман как и Ле Корбюзье в капелле Роншан использует пластическую способность бетона.

Часовня семинарии Божественного Слова, Нагоя, Япония. 1962. Архитектор Антонин Раймонд (слева) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (справа)
Часовня семинарии Божественного Слова, Нагоя, Япония. 1962. Архитектор Антонин Раймонд (слева) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (справа)

Но можно найти и не столь далекий образец для творческих идей. В том же 1978 году, когда был опубликован проект музея Усть-Ижорского фанерного комбината, в Армении, в селе Налбандян, был возведен памятник погибшим в Великую Отечественную войну по проекту архитектора Галумяна Л.Г. и скульптора Никогосяна Н.Г.

«Памятник погибшего воина». Село Налбандян, Армения. 1978. архитектор Галумян Л.Г, скульптор Никогосян Н. Б. (слева) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (справа)
«Памятник погибшего воина». Село Налбандян, Армения. 1978. архитектор Галумян Л.Г, скульптор Никогосян Н. Б. (слева) и бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината (справа)

Не могу не сказать несколько слов о скульпторе и скульптуре. Николай Багратович Никогосян (1918-2018) установил памятник на собственные средства, отдавая дань памяти погибшим односельчанам. На одной из стел высечены их имена. В советское время был поставлен памятник в форме креста, по существу, пьета. Мать оплакивает погибшего сына. Сразу, как только поставили памятник, аисты свили гнездо на вершине стелы, чему Никогосян был безмерно рад.

«Памятник погибшего воина». Село Налбандян, Армения. 1978. архитектор Галумян Л.Г, скульптор Никогосян Н. Б (Фото Германа Авакяна)
«Памятник погибшего воина». Село Налбандян, Армения. 1978. архитектор Галумян Л.Г, скульптор Никогосян Н. Б (Фото Германа Авакяна)

На стеле «Памятника погибшего воина» те же три полуцилиндра как и на башнях музея фанерного комбината и на башнях капеллы Роншан.

Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината
Бывший музей Усть-Ижорского фанерного комбината

Пьета «Памятника погибшего воина» вдруг привела меня к мысли, что три стелы над ней могут символизировать Божественную Троицу. Мало вероятно, что такова была идея автора музея фанерного комбината, но вот Ле Корбюзье в капелле Роншан? Смотрите.

Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье.
Капелла Роншан. 1950—1955 гг. Архитектор Ле Корбюзье.

#архитектура #скульптура #ле карбюзье #Капелла роншан #Никогосян #Антонин раймонд #шмелёв #музей усть-ижорского фанерного комбината #галумян