Найти в Дзене
Влад Иванов

Снова про НДС

Снова не в том плане, что я уже писал про это, просто тема нашего НДС регулярно поднимается то тут, то там. Сам по себе НДС - один из основных источников нашего бюджета. Он жестко контролируется - вплоть до уровня отдельного чека/накладной. И он же является одним из тормозов нашей экономики. Вы можете спросить, не призываю ли я отменить этот налог. Отнюдь. Пока его заменить нечем, как я полагаю. Разве что ставку уменьшить - масса экономистов (я себя к ним не отношу) пятьсот тысяч раз предлагали это сделать с целью увеличения товарооборота и, соответственно, увеличения сбора налогов, включая и облегченный НДС.

А тормозные свойства НДС проявляются в политике поддержки малого/среднего бизнеса. Как так? Элементарно, Ватсон. Малому бизнесу предложено работать без НДС и вести упрощенный бухучет - и это замечательно: сварил сыр и по безНДСной цене продал покупателю, сшил юбку - и туда же, сварганил кухонный гарнитур - опять же по конкурентной пониженной цене товар нашел своего покупателя. А вот если ты производишь не товары народного потребления, а, условно говоря, станки или стеклянные ампулы, которые с удовольствием купил бы автозавод или фармфабрика, то без НДС они, скорее всего, этот продукт не купят. И это понятно. Допустим, Завод делает некий товар по цене 240 рублей (из них 40 рублей - НДС), и для его производства закупает товар Стороннего Производителя по цене 120 рублей, включая НДС 20 рублей. Опустим зарплаты, аренды и т.п. - после продажи своего товара Завод рассчитывается с бюджетом: 40-20=20 НДС, (200-100)х20%=20 налог на прибыль. Чистая прибыль 240-120-20-20=80. А вот если Сторонний Производитель освобожден от НДС и продает свой товар по той же цене 120 рублей, но уже без НДС, то у Завода расчет выглядит по-другому: НДС 40-0=40, прибыль 200-120=80, налог на прибыль 80х20%=16. Итого чистая прибыль 80-16=64. Ежели Сторонний Производитель решит сбавить цену на сумму "освобожденного" НДС до 100 рублей, то Заводу это не выйдет боком: НДС по-прежнему 40, прибыль 200-100=100, налог на прибыль 100х20%=20, чистая прибыль 100-20=80. Но при этом платежи в бюджет составили 60. А где вы видели руководителя, которому понравится увеличение налогов? И неважно, что чистая прибыль при этом не изменилась: "налоги возросли из-за поставщика? меняем поставщика". А у производителя появляется соблазн продавать свой товар не по 100 без НДС, а по 120 "как было с НДС" или хотя бы по "конкурентной цене" 119. Таким образом снижается привлекательность безНДСного производителя - его товар покупают, если объем закупки небольшой или товар нужен позарез. У такого производителя, если он производит рядовой товар, да который еще и покупается физическими лицами, нет стимула отказываться от НДС. А вот если бы невыставленный производителем-малобизнесником НДС компенсировался покупателю-заводу, тогда это было бы интересно всем участникам рынка (кроме налоговой, хе-хе). В этом случае Завод платит НДС 40-20 (компенсация)=20, налог на прибыль 20, чистая прибыль 240-100-20-20=100. При цене закупок 120 без НДС: НДС 40-24 (компенсация)=16, налог на прибыль 16, чистая прибыль 240-120-16-16=88 - всё лучше исходного варианта. Даже если компенсация будет не 100% невыставленного НДС, а только 50%, то в двух последних расчетах чистая прибыль составит 240-100-(40-20/2)-20=90 и 240-120-(40-24/2)-16=76.

Сколько же составят потери бюджета? В развитых странах малый бизнес производит 50 и более процентов продукции и услуг, в России всего 22,9% в 2020 году. С учетом того, что малый бизнес у нас, в основном, ориентирован на покупателей-физлиц, НДС он и так уже не платит. Пусть доля малого бизнеса (с обложением НДС), идущего в производство составит 20% всего малого бизнеса. Тогда доля НДС, подлежащего компенсации, составит 22,9*20%=4,6% от собираемого НДС. А какова доля этого налога в налоговой корзине нашей страны? Точных данных у меня нет, к сожалению, но можно примерно оценить. Допустим, что рентабельность производства у нас 20%, а вся-вся продукция большого бизнеса и 20% малого облагается НДС по ставке 20%. Тогда из каждой 1000 рублей готовой продукции 229 составит малый бизнес (из них 46 - облагаемый НДС на сумму 46/120х20=7,6), а 771 - большой с НДС 771/120х20=129 рублей, прибыль (771-129+229-7,6)/120х20=144, налог на прибыль, соответственно, 144х20%=29 рублей. Итого, наш ВВП облагается этими налогами на 129+29+7,6=164 рубля. Компенсация 7,6 рублей, в общей массе налогов это 7,6/164=4,6%, сумма сборов налогов составит 164-7,6=156 рублей.

Но мы затеяли эту операции не для урезания бюджета, а для повышения деловой активности и, значит, роста ВВП и массы налогов. Допустим, что в первый же год применения компенсаций из-за этого ВВП подрастет только на 1%, т.е. на 10 рублей. Уже этот мизерный рост компенсирует компенсацию невыставленных малым бизнесом НДС на 1,56-0,076=1,48 рубля, т.е. потери бюджета составят те же 4,6% от (164+1,48), и сборы составят 156+1,48=157 рублей. То есть реальные потери бюджета 164-157=7 рублей или 7/(164+1,48)=4,2%. Если компенсировать не 100%, а только 50% невыставленного НДС, потери не превысят двух с небольшим процентов. С учетом того, что у нас есть и другие налоги и акцизы, а для малого бизнеса (работающего без НДС) налог на прибыль будет чуть больше, потери бюджета в нашей очень упрощенной модели приближаются к статистической погрешности.

В реальности НДС в общей массе российского бюджета составляет примерно 25%, т.е. наша стопроцентная компенсация НДС от малого бизнеса составит только 25х4,6=1,15%. Для сравнения: профицит бюджета России на 2022 год запланирован в размере 1,411 трлн при 25,021 трлн доходов, что означает 5,6%. Экономический эффект в виде роста ВВП на 1% в результате применения такой компенсации в 2022 году мог бы составить увеличение профицита бюджета на 25021х1%=250 млрд рублей и уменьшение его на 25021х1,15=288 млрд, т.е. профицит составил бы 1,373 трлн рублей.