Найти тему
Загадочная Библия

Почему земля была безвидна и пуста – Быт.1:2?

Темой настоящего разбора является второй стих первой главы книги Бытие. Есть люди, которые считают, что между 1 и 2 стихами существует временной разрыв. Первый стих описывает первоначальное совершенное творение Божие духовного и физического мира. После этого произошло падение Люцифера которое привело землю в состояние хаоса о котором читаем во втором стихе. Другие же считают, что первый стих это некое обобщение, а следующий стих это собственно описание как данное творение осуществлялось. Как первоначально строительная площадка, на которую сгрузили строительные материалы, выглядит хаотичной и по мере строительства обретает благообразный вид, так и земля первоначально выглядела неупорядоченной, а по мере созидания облагораживалась. Давайте попробуем разобраться, есть ли между первым и вторым стихами разрыв или это надуманная теория, не имеющая никакого подтверждения в Священном Писании. Для этого нам предстоит ответить на четыре вопроса.

Изложение:

  • Первый вопрос, на который нам предстоит ответить, может звучать так: что сотворил Бог вначале? По сути, перед нами стоит задача разгадать загадку о том, кто породил хаос? Именно так нам рисуется то, что в будущем стало местообитанием человека:
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» - Быт. 1:2.

Если отвергнуть теорию разрыва, то ответ должен звучать таким образом: Вначале Бог породил хаос. Но можем ли мы согласиться с подобным ответом, когда мы знаем, что Бог не есть Бог неустройства - 1Кор.14:33? Утверждая, что Божия деятельность началась с сотворения строительных материалов, мы, по сути, даём зелёный свет выводу, что начальным результатом деятельности Бога стал хаос. Получается так, что Бог тоже не застрахован от последствий, которые не естественны Его природе. Представьте каково это, начать деятельность, думая о порядке, а обнаружить беспорядок? Для человека это нормально, а для Бога? Тот о Котором сказано:

«Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» - Пс.32:9,

Тот из под перста Которого не выходило ничего несовершенного вдруг обнаруживает это самое несовершенное, которое стало плодом Его деятельности. Можем ли мы позволить себе так думать о Боге? Неужели сказать, что хаос породил сатана менее очевидно, чем считать первопричиной хаоса Бога? Утверждение, что Бог причина неустройства звучит так же нелепо как если сказать что: сатана первопричина порядка. Да и текст должен был бы звучать несколько иначе: Вначале Бог сотворил строительные материалы для будущих неба и земли, но так не написано. При этом, даже строительные материалы будут находится на своих местах и иметь вид порядка если их складывает тот кто привык к порядку. Наш Бог есть Бог устройства и порядка. Нет основания приписывать Ему беспорядок.

Более того, сейчас земля почти вернулась в то же состояние, но уже из-за греха человека, от которого вся тварь совокупно стенает и мучается:

«Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, - на небеса, и нет на них света» - Иер.4:23.

Разве это описание не имеет явной параллели с тем, что мы прочитали во втором стихе первой главы книги Бытие:

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною»?

Если во втором случае земля пришла в такое состояние по причине греха человека, то почему мы не можем допустить, что в первом случае земля пришла в такое состояние по причине греха люцифера, в сферу владения которого она входила? Библия прослеживает такой не маловажный принцип, как страдание земли вместе с её обитателями. В каждом отдельном случае отступления от Бога, наказание имело тесную связь с землёй. Грехопадение Адама, развращение допотопного мира, Содом и Гоморра, Вавилонское пленение, неминуемо влекли разрушение и на землю. Так будет и в конце мира, как написано:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» - Отк. 21:2.
  • Вторым не маловажным вопросом,на который нам необходимо ответить является недоумение: откуда возникла тьма? Именно о тьме мы читаем во втором стихе:
«тьма над бездною» - Быт. 1:2.

Об этом же пишет апостол Павел:

«Бог повелевший из тьмы воссиять свету» - 2Кор. 4:6.

Так откуда же возникла тьма, когда о Боге сказано предельно ясно:

«Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы» - 1Ин. 1:5?

Вы слышите: «никакой»!!! Тогда как, что такое тьма? Это отсутствие света. Давайте представим себе эту картину творения. Есть один Бог и больше ничего, то есть один сплошной свет. Затем Бог произносит Своё созидающее Слово и вместо того чтобы нам увидеть нечто прекрасное, образуется тьма. Именно так выглядит теория, отвергающая временной разрыв между первым и вторым стихами. Получается, что Бог сотворил нечто такое, что исключило Его освещающее присутствие и породило тьму. Трудно согласиться с таким пониманием разбираемого нами текста. Мы знаем, что наличие только Творца и Его творения повторится на новом небе и новой земле. Там опять всеосвещающим светом будет слава Божия, и Писание отмечает, что ночи там не будет – Отк. 21:25, так откуда она взялась в первом творении? Осмелюсь предположить, что творцом тьмы стал сатана, а не Бог. А как же на счёт заявления Самого Господа: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» - Ис.45:7? Ответить на этот вопрос будет не сложно прежде задав встречный вопрос: как Он это делает? Не станем забывать, что Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы. Тьма это не есть что-то присущее Богу. Ответ очень прост, скрывая Своё лицо, Бог даёт место присутствующей тьме. Именно это мы наблюдаем на Голгофе: «была тьма».

Когда Господь давал оценку первому дню Своего творения, то, как ни странно, Он дал оценку свету «и увидел Бог свет, что он хорош» - Быт. 1:4, и при этом проигнорировав тьму. Если тьму создал Элохим, то в таком случае было что-то, что Он создал не хорошо. Кто может позволить себе так думать о Господе? Тьма первоначально обрела жизнь в сердце Люцифера, откуда Бог был вытеснен, и затем получила своё существование на земле. Бог же употребляет эту тьму в Своих целях, позволяя ей проявится при этом полностью контролируя ситуацию. С того момента как тьма стала существовать, Бог и её стал использовать в Своём грандиозном плане спасения. Подобным же образом Бог производит на земле и бедствия, что также говорит в пользу того, что не Бог первопричина тьмы и бедствий, Он лишь это использует. Чтобы подтвердить данное утверждение библейски, давайте проанализируем грехопадение Люцифера.

  • Таким образом, третьим вопросом для нас будет: что произошло в момент грехопадения Люцифера?

Существование стихий уже вначале творения, например вода – 2 стих, указывает на духовный мир который за этими стихиями наблюдает. Так мы читаем об ангеле вод – Отк. 16:5, ангелах ветров – Отк. 7:1, ангеле огня – Отк. 14:18. Тот, Кто был яркой светоносной звездой, сыном зари – Ис. 14:12, разрушил своё служение, стал прямой противоположностью своему прежнему состоянию. Он был денницей, утренней звездой, прямым отражением Божьего света, но после греха уже не мог являть Божий свет. После того как Денница породил в своём сердце грех и тьму, он уже не мог находиться в присутствии Святого не причастного греху Бога. Небеса не могли уже вместить в себя того, кто стал непримиримым врагом истины. Господь, обращаясь по этому поводу к не устоявшему в истине херувиму, говорит:

«Я повергну тебя на землю» - Иез. 28:17.

Осуществил ли Он Свой замысел? Да осуществил, на что указывает Иисус Христос:

«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» - Лк. 10:18.

Это же подтверждает и пророк Исаия когда пишет:

«Как упал ты с неба Денница сын зари» - Ис. 14:12.

При этом надо заметить, что подобного рода падение не могло не привести к катастрофе мирового масштаба. Так как земля стала средоточием сил тьмы, не удивительно, что земля пребывала во тьме. Не случайно ведь властные структуры падших ангелов названы в Писании: мироправителями тьмы - Еф.6:12.

Однако, кто-то может вспомнить слова Господа:

«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» - Ис.45:7.

В этом случае, просто спросите себя: а как Он это делает? У пророка Исайи Бог имеет дело с уже существующим, и просто позволяет этому существующему себя проявить.

  • При изучении какого-либо фрагмента Писания не следует забывать о контексте, поэтому четвёртым нашим вопросом будет: что мы можем знать из первой главы книги Бытие в контексте нашего исследования?

Свет и тьма – 4 стих, день и ночь – 5 стих, дают намёк на уже существующем во вселенной противостоянии. Там же где нет ничего нечистого, нет необходимости в ночи – Отк. 21:25. Таким же образом повеление Адаму хранить сад – Быт. 2:15, тоже может указывать на уже существующую опасность от которой и нужно его хранить.

Более того, если всмотреться в 1 главу, можно увидеть схожесть того, что Бог делает с землёй, с тем как Бог возрождает человека, восстанавливает в нём первоначально задуманный образ. Если это так, значит в первой главе перед нами не творение земли, а её восстановление. Из чего же видна эта схожесть? Из 2 стиха мы видим как Дух Божий носится над водой. Разве это не есть первоначальный шаг на пути восстановления человека? Иисус Христос в беседе с Никодимом говорит предельно ясно:

«Если кто не родится от воды и Духа не может войти в царствие Божие» - Ин. 3:5.

На следующую схожесть «Да будет свет» - 3 ст. обращает внимание апостол Павел, когда пишет коринфским верующим:

«Бог повелевший из тьмы воссиять свету, озарил и наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией» - 2 Кор. 4:6.

Следующий шаг: «отделил Бог свет от тьмы» - 4 стих, также имеет параллель с тем, что происходит с человеком:

«выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» - 2 Кор. 6:17.

Подготовка почвы, произращение плодов, насаждение светил, также могут найти свои параллели с человеком. Таким образом, если описанное в первой главе находит отражение в восстановлении человека, если человек проходит через те же самые ступени восстановления, то можно допустить, что перед нами не творение земли, а её восстановление. В таком случае творение произошло раньше и в тексте обозначено 1 стихом. А второй и последующие стихи, это описание последствий грехопадения Люцифера, которые Богу пришлось восстанавливать.

Отсюда можно сделать важное наблюдение, что на примере восстановления земли Бог показал процесс восстановления человека.

Заключение:

Подведём итог всему тому, о чём мы успели порассуждать. То, что вначале сотворил Бог небо и землю, а не строительные материалы и тем более хаос, наталкивает нас на мысль, что к его образованию Бог не имеет никакого отношения. Наличие тьмы там, где присутствует только Бог у Которого нет НИКАКОЙ тьмы, может указывать только на одно: на присутствие к этому моменту чего то чуждого и инородного Богу. В том, что сатана был низвержен с неба на землю можно увидеть объяснение, почему именно земля оказалась окутана тьмой, и имела хаотичное состояние. При этом описание первой главы по своему содержанию больше похоже на процесс восстановления, нежели на творение. Таким образом, всё выше перечисленное даёт основание предполагать, что между первым и вторым стихами первой главы книги Бытие существует временной разрыв, на который и приходится грехопадение Люцифера.

Необходимо сделать одну оговорку, данные мысли я не рассматриваю в контексте эволюции. Для меня идея разрыва не является подтверждением эволюционной теории, которая к Библии не имеет никакого отношения и является для неё чуждой.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц