В очередной раз возникший бум вокруг "зеленого будущего" не даёт ответа на самый главный вопрос - где, собственно, брать экологически чистое топливо? Программа перехода ЕС на водород так же не отвечает на вопрос. - а где собственно, брать водород? Это ведь не метан, который добывают из подземных хранилищ, а все способы "создания" водорода из его соединений - того же оксида водорода или по простому воды - весьма и весьма энергозатратные. Конечно, на Юпитере водорода навалом, но где тот Юпитер! Надо бы поближе найти месторождения водорода, желательно на Земле. Что бы, значит. пробурить и качать.
Современная геологическая наука не может ответить на потребность человечества в природном водороде. По всем теориям, его в свободном виде на Земле нет. Так то оно так, но есть нюанс.
По идее российского ученого Владимира Ларина, предложившего новый способ его добычи, можно эффективно и выгодно добывать водород из залежей металлогидридов. Надо пробурить скважину до рудного тела металлогидридов и начать закачивать в него самую обычную воду. В результате реакции воды и магния получается оксид магния, тепло и газообразный водород, отводимый на поверхность уже по другой скважине
Металлогидриды залегают в земле достаточно глубоко, но в так называемых зонах рифтогенеза, где земная кора тоньше, кремниймагний-железные слои подходят довольно близко к поверхности планеты, в этих зонах есть места, где металлы дотягиваются до поверхности на глубинах 4—6 км. По одной скважине можно подавать воду, по другой — качать водород. Таких зон на Земле немного, большая часть в океане, но есть, хоть и немного, на суше, которые в будущем могут стать мировыми источниками главного на планете сырья. И что интересно, среди них есть Бурятия.
В Тункинской впадине на глубине 5—6 км электромагнитное зондирование выявило огромную зону с аномально высокой проводимостью. Еще в 1989 году академическое совещание в Геологическом институте постановило рекомендовать сверхглубокое бурение (10—12 км) в области современного рифтогенеза, а в качестве объекта была выбрана Тункинская впадина, где "бурение может иметь исключительно большое значение для энергетики и экологии". Но перестройка помешала этому начинанию, хотя в Сибирском отделении АН СССР даже успели сделать предварительную оценку проекта: с 10 квадратных километров предполагалось получить 100—200 миллионов тонн условного топлива в год.