План Шлиффена - германский стратегический проект ведения войны на 2 фронта в рамках 1 вселенской войны. Проект предугадывал абсолютный разгром Франции за 8 месяцев, за счёт флангового удара, впоследствии чего Германия общими силами с Австро-Венгрией обязана была намести поражение РФ.
В случае если облегчить, то проект войны Шлиффена коротко имеет возможность быть сведена к что, собственно что Германия за 42 денька обязана истребить Францию, впоследствии чего сконцентрироваться на РФ. 42 денька это не случайная цифра. Германский генеральный штаб был уверен, собственно что как раз это время станет нужно Русской Империи для проведения мобилизации и подготовки к войне. Этим образом в Германии были не сомневаемся, собственно что в направление первых 42 дней впоследствии начала войны Российская Федерация интенсивных боевых поступков решать не станет. Германия за это время обязана истребить Францию, применяя для сего фланговый удар сквозь землю Бельгии и Люксембурга, дабы обогнуть французскую оборонительную «линию Мажино».
Рубежи планирования
Теоретическая разработка намерения Шлиффена стартовала в 1892 году. Управлял разработкой намерения Альфред поле Шлиффен, который с 1891 года занимал место босса германского генерального штаба. Шлиффен был убеждён, собственно что на исходном рубеже войны на германском восточном фронте напротив РФ обязаны быть выставлены мало нужные силы для сдерживания врага. В итоге, к моменту начала 1 вселенской войны приблизительно 80% сил германской армии сконцентрировались на западном фронте напротив Франции, и только 20% на восточном фронте напротив РФ.
Как уже рассказывалось повыше, проект Шлиффена начал разрабатываться в 1892 году, а означает, с этапа разработке намерения до его реализации было проведено больше 20 лет. В следствие этого проект некоторое количество один изменялся. В частности возможно отметить 3 ведущих шага конфигурации предоставленного намерения:
В начале Шлиффен надеялся переднюю атаку ключевыми силами на Францию, и только второстепенные силы обязаны были пробовать обогнуть врага с обоих флангов. Неувязка заключалась в том, собственно что Франция с любым месяцем усиливало линию «обороны можно» на восточной границе меж Францией и Германией. С учетом сего, а еще такого, собственно что у Франции было численное преимущество над Германией, передний удар был довольно небезопасным для Германии. В следствие этого проект Шлиффена был изменен уже на рубеже 1894-1898 годов, когда в нём в первый раз была замечена идея о том, собственно что назначение головного удара надлежит протекать по правому флангу сквозь землю южной Бельгии и Люксембурга. Данное назначение было выбрано, потому что оно разрешало обогнуть линию французской защиты, а еще протекало по территории, обладающей необходимым численностью дорог для обеспечивания скорости передвижения армии.
2 период характеризуется запиской Шлиффена от декабря 1905 года, в которой бесповоротно утверждалась мысль такого, собственно что Германия обязана имитировать переднюю атаку, а ключевой удар намести правым флангом, выйдя в тыл французам, окружив их и уничтожив. Как раз данный проект и данная мысль прилегли в базу формирования германской армии и реализовывались германским командованием вплоть до начала 1 вселенской войны.
Бесповоротный проект надеялся окружение и устранение французской армии. Для сего справедливый фланг германской армии обязан был работать ещё решительнее, дабы с запада и с юга истечь к Парижу, впоследствии чего окружение надлежит было замкнуться.
План Шлиффена надеялся, собственно что потому что французская трасса защиты выстроена по части Верден - Туль - Эпиналь -Бельфор, то для удачного пришествия германская войско обязана наступать севернее Вердена для обхода части Мажино. Ожидалось, собственно что в начале трасса месторасположения германских войск станет пребывать на части Мец - Дюссельдорф. Впоследствии сего германская войско обязана истечь на линию Дюнкерк - Верден. Оттуда войска обязаны ехать в обход французской армии, где главная роль отводилась правому флангу и центру. Левый фланг, делая упор на закреплённую прочность Мец, обязан был сдерживать сделку в регионе Вердена. Группа середина, пройдя Бельгию регионе Шарлеруа, обязана была истечь в область Реймса. Справедливый фланг, передвигаясь меж Дюнкерком и Лиллем, обязан был обогнуть Париж.
Целый триумф военнослужащей операции находится в зависимости от нашего левого крыла. Левый фланг французского фронта в составе 3 полевых, 3 кавалерийских и 1 запасного корпуса должен выдержать борьбу со важно превосходящими силами врага. При данном левый фланг обязан производить функциональные атаки и контратаки, дабы сковать большие силы Франции. За это время нападение правым флангом станет более действенной, возможно станет окружить французскую армию и всецело её истребить. Нужно интенсивными деяниями вынудить Францию ехать к границе со Швейцарией, где возможно намести французам решительное поражение.
фон Шлиффен.
В этой фразе Шлиффен очень точно описал главную проблему своего плана - для успешной реализации нужно сковать основные силы Франции. Без этого условия план был очень авантюрным.
Доработка плана
Шлиффен ушел в отставку с поста босса генерального штаба Германии в 1906 году. На данном посту его заменил фельдмаршал Мольтке меньший. Он занес кое-какие коррективы в проект Шлиффена. В частности он надеялся, собственно что проект обязан быть изменён под настоящие обстоятельства, в итоге чего:
На российский фронт Мольтке надеялся перекинуть 4 добавочных корпуса. Он аргументировал это тем, собственно что русско-японская борьба показала дееспособность РФ проводить разогнанную мобилизацию и резвую переброску войск на гигантские расстояния. Значит, начальных войск надлежит быть довольно, дабы задержать это перемещение.
Ключевая угроза для германской армии заключалась на левом фланге французского фронта, потому что как раз левому флангу светило выдержать ведущей удар, и тут было меньшее численность отрядов. В следствие этого Мольтке отдал приказ увеличить левый фланг, придав ему дополнительно 8 корпусов в облике 6-ой и 7-ой армии.
При данном главная мысль намерения ведения войны Шлиффена не была изменена Мольтке. Все еще назначение головного удара производилось сквозь справедливый фланг, сквозь землю нейтральных Бельгии и Люксембурга.
Карты
Причины неудачи
Проект Шлиффена надеялся, собственно что Франция станет выведена из войны приблизительно за 8 месяцев. Сего достичь не получилось, в следствие этого возможно болтать, собственно что проект провалился. Это не странно, потому что этот проект с точки зрения как нормальных историков например и боевых историков это традиционный образчик излишне уверенного в будущем намерения, который по собственной идее был в высшей степени ограниченным. Возможно отметить главные предпосылки, отчего проект Шлиффена провалился:
поле Шлиффен надеялся собственно что Бельгия и Люксембург сохранят нейтралитет и разрешат Германии выполнить войска для атаки на Францию. В реальности же Бельгия категорически отказалась дать пропуск германской армии и начала защиту собственной земли. Не обращая внимания на то, собственно что бельгийская войско составляла всего 1/10 от германской армии, бельгийцы оказывали отчаянное противодействие и важно притормозили пришествие Германии.
Российская Федерация вступила в войну важно прежде, чем сего ждал германский генеральный штаб. Шлиффен, делая упор на личный навык, думал, собственно что ни 1 государство не вступит в войну, не проведя совершенную мобилизацию, и не подготовившись к войне всецело. Впрочем, Николай 2, видя угроза положения Франции и зная, собственно что сторонник имеет возможность быть выведен из войны в короткие сроки, перебежал к окончательным военнослужащим деяниям, не проведя абсолютной мобилизации армии. В итоге германское командование было вынуждено фотографировать корпуса с французского фронта и перекидывать их на российский фронт.
Шатания Италии. Проект шлиффена надеялся, собственно что Италия заявляет войну Франции в одно и тоже время с Германией. За это время Франция станет должна адресовать важную доля собственных войск на границе с Италией, чем понизит нагрузку на левый фланг германской армии и обеспечит огромную эффективность перемещения правого крыла германской армии. В реальности же Италия протормозила со предисловием в войну, собственно что еще отразилось на перемещении германской армии.
Повыше представлены практические предпосылки, в итоге коих проект Шлиффена провалился и не привел к удаче. Впрочем, не обращая внимания на то, собственно что любой из данных пунктов был слабо отработан германским генеральным штабом, ключевая оплошность заключалась в том, собственно что возможно проект Шлиффена был слабо проработал на теоретическом уровне. В случае если введение в войну РФ без мобилизации армии и промедление Италии в начале войны возможно отнести к форс-мажору, то большие просчеты абстрактного намерения ничем другим как ошибкой именовать невозможно. Вот лишь только некоторое количество теоретических задач намерения Шлиффена, которые во многом и оказались своё воздействие на последний итог:
Шлиффен в собственном проекте ведения войны вообщем не дискуссировал вопросов обеспечение. Как в свое время гласил ещё Наполеон - триумф всякий войны находится в зависимости от обеспечения. Позднее сам Наполеон гласил, собственно что борьба 1812 года была им проиграна по причине недостаточной проработки вопросов обеспечения. В германском же проекте вступления начала 1 вселенской войны вопросы обеспечения не диспутировались в принципе.
Проект надеялся, собственно что правое крыло германской армии станет наступать нескончаемым маршем 1,5 месяца. Ни 1 войско в мире не может беспрерывно наступать полтора месяца!
Впоследствии начала пришествия ставка германского командования оставалась в тылу, в то время как войско вдали продвинулась вперед. Вопросы связи были отработаны в недостающем размере, в итоге чего довольно быстро ассоциация была потеряна. Все армии действовали автономно, и единственной военнослужащей операции не вышло, любой действовал автономно.В совокупы всё это разрешает болтать о том, собственно что проект ведения войны Шлиффена был мало отработан, и это большая оплошность германского командования. Неувязка заключается в том числе и не столько в том, собственно что некие составляющие намерения не были отработаны в достаточном размере, а в том, собственно что проект Шлиффена был ограниченным по причине такого, собственно что добивался полнейшего совпадения доктрине и практики. В том числе и малозначительное отхождение и малозначительное перемена быта проделывали проект всецело недееспособным. Сейчас военнослужащие историки беседуют о том, собственно что Шлиффен не элементарно возводил личный проект на мощных сторонах собственной армии и некрепких сторонах врага, а устроил 1 огромную оплошность - он довольно крепко переоценил собственные крепкие стороны и важно недооценил некрепкие стороны врага.