Построение цепей поставок
Руководство многих фирм давно осознало, что планирование связей с рынком поставок имеет такое же важное значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В условиях насыщенности рынка закупки, проводимые фирмой, могут оказать значительное воздействие на рост ее прибыли наряду с продажей продукции.
В условиях развитого рынка главная проблема логистического звена снабжения заключается в том, что рыночная потребность постоянно изменяется в промежутке времени между началом поставок и использованием компонентов. Это приводит к ситуации, когда сроки поставок могут быть отодвинуты из-за того, что с производства и от поставщиков поступают детали, в которых нет больше необходимости, в то время как не хватает других компонентов для выполнения текущих заказов клиентов.
ВАЖНО
Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении – минимально возможная цена, а в оперативном снабжении – достижение высокого качества товара путем долгосрочного контракта и приемлемой цены, т. е. построение интегрированных цепей поставок.
Система длительных договоров с поставщиками в материально-техническом снабжении имеет ряд преимуществ перед традиционной системой снабжения:
- сокращение делопроизводства, а следовательно, административных издержек;
- возможность отказаться от собственной, часто распыленной системы складов;
- возможность высвобождения капитала, замороженного в запасах;
- сокращение расходов на хранение и транспортировку в пределах 5-20% от цены поставки материалов.
В настоящее время разработаны и активно внедряются методы снабжения, ориентированные на конкретную потребность производства:
- метод «Канбан» разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа;
- система планирования материальных потребностей, охватывающая планирование на 3-х уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем – распределение материалов и управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);
- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате частых («дробных») поставок резко сокращаются накопленные запасы;
- система запросов, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
- метод прогнозных показателей, при котором спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
- электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.
Правильной ориентации политики закупок служит ряд мероприятий, устанавливающих связь между производственной программой, сбытом и потребностью в материалах. Для своевременной закупки материалов составляется прогноз сбыта, если он не обеспечен заказами клиентов. Прогноз – это исходное звено последующей плановой цепи на предприятии. Тщательность его составления имеет большое значение для определения размеров запасов, готовности к поставкам и затрат на изготовление продукта и его сбыта.
На основе прогноза составляется план сбыта. Сбыт должен быть сбалансирован таким образом, чтобы возникла этапная производственная программа. Затем производственная программа служит вводом для последующего определения потребностей в материалах. В Приложении 3 представлена примерная схема работы программного планирования производства. После того как определены объемы потребностей в сырье и комплектующих изделиях, а также структура материально-технического снабжения, фирмы выбирают способ действий и организуют поставки.
Способы организации поставок (закупок) производственной продукции условно можно поделить на традиционные и оперативные (основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между поставщиком и потребителем).
Традиционные системы снабжения:
RP – Requirements/resource Planning (планирование потребностей/ресурсов);
MRP I – Material Requirements Planning (подсистема планирования потребностей в материалах);
MRP II – Manufacturing Resource Planning (система производственного планирования ресурсов);
DRP I – Distribution Requirements Planning (подсистема I планирования потребностей в распределении);
DRP II – Distribution Resource Planning (подсистема II планирования ресурсов в распределении);
OPT – Optimized Production Technology (оптимизированная производственная технология);
MRP III – комбинация MRP II и KANBAN;
ERP – Enterprise Resource Planning (система планирования ресурсов предприятия);
CSRP – Customer Synchronized Resource Planning (система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителями).
Оперативные (нетрадиционные) системы снабжения:
KANBAN – первая попытка практического внедрения концепции «Точно в срок» с использованием карточек;
JIT – Just-in-time («Точно в срок»);
LP – Lean Production («плоское/тощее/стройное производство»);
DDT – Demand-Driven Techniques (логистика, ориентированная на спрос);
SCM – Supply Chain Management (управление цепью поставок);
TBL – Time-Based Logistics (логистика в реальном масштабе времени);
VAL – Value Added Logistics (логистика добавленной стоимости);
Virtual logistics – виртуальная логистика;
E-logistics – электронная логистика, а также другие.
Управление запасами
Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
К причинам создания материального запаса относятся:
- возможность нарушения установленного графика поставок (негативное последствие – остановка производственного процесса);
- возможность колебания спроса (негативное последствие – неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);
- сезонные колебания производства некоторых видов товаров при относительно равномерном их потреблении, например, уборка и потребление картофеля (последствие – необходимость накопления товара для последующего равномерного распределения в течение года);
- возможность равномерного выполнения операций производства и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат – равномерность распределения продукции; наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат – равномерность процесса производства);
- скидки за покупку крупной партии товаров;
- возможность получения прибыли за счет спекуляции при предвидении резкого повышения цен на товары;
- издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т. п. (последствие – необходимость увеличить заказываемую партию, а значит и запас);
- необходимость немедленного обслуживания покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что повышает конкурентоспособность предприятия);
- минимизация простоев производства из-за отсутствия запасных частей (особенно для предприятий с непрерывным процессом производства);
- упрощение процесса управления производством (наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).
Функция накопления – главная функция запасов. Например, если спрос на продукты летом высок, необходимо в зимний период увеличить производство с целью обеспечения летнего спроса. Следовательно, накопление продуктов производства позволит избежать потерь, вызванных нехваткой запасов.
Функция защиты от инфляции. Размещая наличность в банке, фирма способна получить доход. Ценность запаса может расти быстрее, чем деньги, помещенные в банк. Следовательно, запасы являются неплохими инвестициями, но затраты и риск хранения должны быть учтены.
Функция управления затратами с использованием скидки (дисконта), зависящей от величины заказа, заключается в вариации размера заказа с целью получения дисконтов, однако, увеличивая запас, мы уменьшаем возможность инвестирования в другие проекты.
Наличие и объем запасов оказывают существенное влияние на экономические показатели работы предприятия. Управление запасами непосредственно связано с задачами управления производственными мощностями и задачами производственного планирования.
ИНТЕРЕСНО
Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу торговых систем. Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево.
По данным зарубежных источников, содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью в 1 доллар обходится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты: годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30% от их закупочной стоимости.
Например, если средний запас компании составляет 100 млн руб., то это означает, что компания тратит примерно 25 млн руб. в год на содержание запасов.
К основным проблемам управления запасами относятся следующие:
- Большое число факторов, влияющих на размер заказа: величина и возможная неравномерность расхода, отдаленность поставщиков, ограничения по ресурсам, способы транспортировки.
- Многообразие видов запасов: текущие, страховые, сезонные и др.
- Большое число параметров, по которым необходимо принимать решения при управлении запасами: величина заказа, момент заказа, момент поставки, интервал времени между заказами, величина страхового запаса и др.
- Большое разнообразие систем контроля состояния запасов, в том числе системы периодического контроля, системы непрерывного контроля.
- Ошибочность прогнозов, возрастающая в связи с развитием товарного предложения.
- Увеличение времени выполнения заказов, размещаемых в отдаленных зонах с дешевой рабочей силой.
Основные показатели управления запасами
Оборачиваемость запасов Cраз/период (характеризует возможность получения валовой прибыли с одного рубля, вложенного в запасы при стабильной наценке) показывает скорость (количество раз), с которой оборачиваются запасы за определенный период времени:
где
Q – стоимость материалов, товаров (по закупочным ценам), проданных, отгруженных со склада компании в течение периода (в качестве периода при расчете оборачиваемости чаще всего принимается год);
Зср – запас средний за тот же период, также рассчитанный в закупочных ценах.
ВНИМАНИЕ
Расчет оборачиваемости характеризует работу с запасами и имеет целью определение количества оборотов запасов. Следовательно, все продажи, идущие не из запасов компании, при расчете оборачиваемости во внимание не принимаются (например, товары, закупленные под заказ).
В случае если цены на товары существенно меняются в течение периода, оборачиваемость может рассчитываться не в денежных единицах, а в натуральных (т, шт. и т. д.).
Обеспеченность запасами Сдней (в днях) показывает продолжительность периода, на который хватит товарных запасов на складе до момента их полного истощения, если поставки товаров на склад прекратить:
где t – число дней в периоде.
Доля запасов в оборотных активах Дзоа показывает долю, которую занимают запасы в оборотных активах компании:
где OАср – среднегодовое значение оборотных активов.
Доля неликвидов в запасах Дн отражает долю неликвидных товаров в запасах:
где Н – количество товаров, отнесенных к категории неликвидов.
Материальные запасы
Понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причем управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов.
Основные виды материальных запасов
Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях.
Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель).
Текущие запасы – соответствуют уровню запаса в любой момент учета. Они могут совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками.
Страховые запасы (гарантийный запас) – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
- отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
- возможные задержки материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
- непредвиденное возрастание спроса.
Страховой = гарантийный запас является величиной постоянной и в нормальных условиях – неприкосновенной.
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки, должны обеспечивать нормальную работу организаций и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке. Примером могут служить запасы сельскохозяйственной продукции.
Классификация запасов по отношению к логистическим операциям/функциям
Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.
Складские запасы – запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одной зоны логистического сервиса к другой или в пределах одной зоны.
Грузопереработка – это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и т. д.).
Классификация запасов по функциональному назначению
Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т. п.) к потреблению.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т. п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.
Спекулятивные запасы – обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие (неликвидные) запасы – образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.
Классификация запасов по количественным уровням
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе УЗ. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа. Классификация количественных уровней запасов приведена на рисунке ниже.
Классификация количественных уровней запасов
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени подачи очередного заказа.
Нормирование запасов
Управление запасами заключается в решении двух основных задач:
- определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
- создание системы контроля фактического размера запаса и своевременного его пополнения в соответствии с установленной нормой.
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
Методы определения нормы товарных запасов
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные в значительной степени на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим. В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.
Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции – в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитываются страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:
где
Y1, Y3, Y4 – уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;
Y5 – нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.
Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу:
Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:
где
Тз – темп роста товарных запасов;
То – темп роста спроса.
Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Оптимальный размер запаса
С одной стороны, любому хочется использовать все выгоды заказа крупной партии, с другой стороны, есть желание избежать омертвления денежных средств в запасах и дополнительных издержек по содержанию этих запасов. Таким образом, необходимо определить, какой же размер заказа будет являться оптимальным. Задача определения оптимального размера заказа может быть решена графическим методом и аналитическим.
Графический метод
Оптимальный размер заказа и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
- объем спроса (оборота);
- расходы по доставке/транспортировке товаров;
- расходы по хранению запаса.
Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
Зависимость расходов на хранение от размера заказа
Если мы суммируем все издержки, то получим кривую, представленную на рисунке красным цветом, и таким образом можем определить оптимальный размер заказа.
Кривая зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии
Рассчитаем оптимальный размер заказа математически.
Затраты на хранение запаса можно рассчитать по формуле:
где
С – затраты на хранение единицы заказа;
Q – величина (размер) заказа.
Стоимость выполнения заказа рассчитывается по формуле:
где
О – стоимость подачи и выполнения одного заказа;
S – потребность в ресурсах на плановый период;
Q – величина (размер) заказа.
К основным расходам на подачу и выполнение заказа, на закупку и поставку запасов относятся:
- стоимость разработки условий поставки;
- расходы по приобретению каталогов и других рекламных материалов;
- затраты на переговорные процессы с поставщиками;
- расходы на составление контрактов (договоров) с поставщиками;
- выписка всей необходимой документации;
- транспортные расходы (если они не входят составной частью в цену закупки);
- контроль исполнения заказа, расходы на связь.
Оптимальный размер заказа получается при минимальных суммарных издержках по управлению запасами:
Приравнивая первую производную от функции суммарных затрат к нулю
находим непосредственное значение оптимального размера заказа (формула Уилсона (R. Wilson)):
где
Q – величина (размер) заказа;
S – потребность в ресурсах на плановый период;
О – стоимость подачи и выполнения одного заказа;
С – затраты на хранение единицы заказа.
Рассмотрим аналитический метод
Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т. е. определить условия, при которых:
где
Собщ. – общие затраты на транспортировку и хранение запаса;
Схран. – затраты на хранение запаса;
Странсп. – транспортно-заготовительные расходы.
Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии – S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.
Введем размер тарифа М за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10% от стоимости среднего запаса за этот же период.
Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:
Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа:
где
К – транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;
Q/S – количество завозов за период времени.
Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (Sопт.), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной:
Далее находим значение S, обращающее производную целевой функции в ноль, откуда выводится формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известная как формула Уилсона:
ПРИМЕР
В качестве исходных данных примем следующие величины:
- Стоимость единицы товара – 40 руб. (0,04 тыс. руб.).
- Месячный оборот склада по данной товарной позиции:
Q = 500 единиц/мес. или Q = 20 тыс. руб./мес. - Доля затрат на хранение товара составляет 10% от его стоимости, т. е. М = 0,1.
- Транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа: К = 0,25 тыс. руб.
Тогда оптимальный размер завозимой партии составит:
Очевидно, что товар в течение месяца целесообразно завозить дважды:
В этом случае транспортно-заготовительные расходы и расходы по хранению:
Игнорирование полученных результатов приведет к завышенным расходам.
Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20% в нашем случае увеличит месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение на 2%. Это соизмеримо со ставкой депозитного вклада.
Другими словами, названная ошибка равносильна недопустимому поведению финансиста, продержавшего без движения деньги в течение месяца и не давшего им «поработать» на депозитном вкладе.