Найти тему

Логистика закупок 4

Оглавление

Построение цепей поставок

Руководство многих фирм давно осознало, что планирование связей с рынком поставок имеет такое же важное значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В условиях насыщенности рынка закупки, проводимые фирмой, могут оказать значительное воздействие на рост ее прибыли наряду с продажей продукции.

В условиях развитого рынка главная проблема логистического звена снабжения заключается в том, что рыночная потребность постоянно изменяется в промежутке времени между началом поставок и использованием компонентов. Это приводит к ситуации, когда сроки поставок могут быть отодвинуты из-за того, что с производства и от поставщиков поступают детали, в которых нет больше необходимости, в то время как не хватает других компонентов для выполнения текущих заказов клиентов.

ВАЖНО

Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении – минимально возможная цена, а в оперативном снабжении – достижение высокого качества товара путем долгосрочного контракта и приемлемой цены, т. е. построение интегрированных цепей поставок.

Система длительных договоров с поставщиками в материально-техническом снабжении имеет ряд преимуществ перед традиционной системой снабжения:

  1. сокращение делопроизводства, а следовательно, административных издержек;
  2. возможность отказаться от собственной, часто распыленной системы складов;
  3. возможность высвобождения капитала, замороженного в запасах;
  4. сокращение расходов на хранение и транспортировку в пределах 5-20% от цены поставки материалов.

В настоящее время разработаны и активно внедряются методы снабжения, ориентированные на конкретную потребность производства:

  • метод «Канбан» разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа;
  • система планирования материальных потребностей, охватывающая планирование на 3-х уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем – распределение материалов и управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);
  • метод «Точно в срок», с помощью которого в результате частых («дробных») поставок резко сокращаются накопленные запасы;
  • система запросов, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
  • метод прогнозных показателей, при котором спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
  • электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

Правильной ориентации политики закупок служит ряд мероприятий, устанавливающих связь между производственной программой, сбытом и потребностью в материалах. Для своевременной закупки материалов составляется прогноз сбыта, если он не обеспечен заказами клиентов. Прогноз – это исходное звено последующей плановой цепи на предприятии. Тщательность его составления имеет большое значение для определения размеров запасов, готовности к поставкам и затрат на изготовление продукта и его сбыта.

На основе прогноза составляется план сбыта. Сбыт должен быть сбалансирован таким образом, чтобы возникла этапная производственная программа. Затем производственная программа служит вводом для последующего определения потребностей в материалах. В Приложении 3 представлена примерная схема работы программного планирования производства. После того как определены объемы потребностей в сырье и комплектующих изделиях, а также структура материально-технического снабжения, фирмы выбирают способ действий и организуют поставки.

Способы организации поставок (закупок) производственной продукции условно можно поделить на традиционные и оперативные (основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между поставщиком и потребителем).

Традиционные системы снабжения:

RP – Requirements/resource Planning (планирование потребностей/ресурсов);

MRP I – Material Requirements Planning (подсистема планирования потребностей в материалах);

MRP II – Manufacturing Resource Planning (система производственного планирования ресурсов);

DRP I – Distribution Requirements Planning (подсистема I планирования потребностей в распределении);

DRP II – Distribution Resource Planning (подсистема II планирования ресурсов в распределении);

OPT – Optimized Production Technology (оптимизированная производственная технология);

MRP III – комбинация MRP II и KANBAN;

ERP – Enterprise Resource Planning (система планирования ресурсов предприятия);

CSRP – Customer Synchronized Resource Planning (система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителями).

Оперативные (нетрадиционные) системы снабжения:

KANBAN – первая попытка практического внедрения концепции «Точно в срок» с использованием карточек;

JIT – Just-in-time («Точно в срок»);

LP – Lean Production («плоское/тощее/стройное производство»);

DDT – Demand-Driven Techniques (логистика, ориентированная на спрос);

SCM – Supply Chain Management (управление цепью поставок);

TBL – Time-Based Logistics (логистика в реальном масштабе времени);

VAL – Value Added Logistics (логистика добавленной стоимости);

Virtual logistics – виртуальная логистика;

E-logistics – электронная логистика, а также другие.

Управление запасами

Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

К причинам создания материального запаса относятся:

  • возможность нарушения установленного графика поставок (негативное последствие – остановка производственного процесса);
  • возможность колебания спроса (негативное последствие – неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);
  • сезонные колебания производства некоторых видов товаров при относительно равномерном их потреблении, например, уборка и потребление картофеля (последствие – необходимость накопления товара для последующего равномерного распределения в течение года);
  • возможность равномерного выполнения операций производства и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат – равномерность распределения продукции; наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат – равномерность процесса производства);
  • скидки за покупку крупной партии товаров;
  • возможность получения прибыли за счет спекуляции при предвидении резкого повышения цен на товары;
  • издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т. п. (последствие – необходимость увеличить заказываемую партию, а значит и запас);
  • необходимость немедленного обслуживания покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что повышает конкурентоспособность предприятия);
  • минимизация простоев производства из-за отсутствия запасных частей (особенно для предприятий с непрерывным процессом производства);
  • упрощение процесса управления производством (наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).
-2

Функция накопления – главная функция запасов. Например, если спрос на продукты летом высок, необходимо в зимний период увеличить производство с целью обеспечения летнего спроса. Следовательно, накопление продуктов производства позволит избежать потерь, вызванных нехваткой запасов.

Функция защиты от инфляции. Размещая наличность в банке, фирма способна получить доход. Ценность запаса может расти быстрее, чем деньги, помещенные в банк. Следовательно, запасы являются неплохими инвестициями, но затраты и риск хранения должны быть учтены.

Функция управления затратами с использованием скидки (дисконта), зависящей от величины заказа, заключается в вариации размера заказа с целью получения дисконтов, однако, увеличивая запас, мы уменьшаем возможность инвестирования в другие проекты.

Наличие и объем запасов оказывают существенное влияние на экономические показатели работы предприятия. Управление запасами непосредственно связано с задачами управления производственными мощностями и задачами производственного планирования.

ИНТЕРЕСНО

Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу торговых систем. Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево.

По данным зарубежных источников, содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью в 1 доллар обходится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты: годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30% от их закупочной стоимости.

Например, если средний запас компании составляет 100 млн руб., то это означает, что компания тратит примерно 25 млн руб. в год на содержание запасов.

К основным проблемам управления запасами относятся следующие:

  1. Большое число факторов, влияющих на размер заказа: величина и возможная неравномерность расхода, отдаленность поставщиков, ограничения по ресурсам, способы транспортировки.
  2. Многообразие видов запасов: текущие, страховые, сезонные и др.
  3. Большое число параметров, по которым необходимо принимать решения при управлении запасами: величина заказа, момент заказа, момент поставки, интервал времени между заказами, величина страхового запаса и др.
  4. Большое разнообразие систем контроля состояния запасов, в том числе системы периодического контроля, системы непрерывного контроля.
  5. Ошибочность прогнозов, возрастающая в связи с развитием товарного предложения.
  6. Увеличение времени выполнения заказов, размещаемых в отдаленных зонах с дешевой рабочей силой.

Основные показатели управления запасами

Оборачиваемость запасов Cраз/период (характеризует возможность получения валовой прибыли с одного рубля, вложенного в запасы при стабильной наценке) показывает скорость (количество раз), с которой оборачиваются запасы за определенный период времени:

-3

где

Q – стоимость материалов, товаров (по закупочным ценам), проданных, отгруженных со склада компании в течение периода (в качестве периода при расчете оборачиваемости чаще всего принимается год);

Зср – запас средний за тот же период, также рассчитанный в закупочных ценах.

ВНИМАНИЕ

Расчет оборачиваемости характеризует работу с запасами и имеет целью определение количества оборотов запасов. Следовательно, все продажи, идущие не из запасов компании, при расчете оборачиваемости во внимание не принимаются (например, товары, закупленные под заказ).

В случае если цены на товары существенно меняются в течение периода, оборачиваемость может рассчитываться не в денежных единицах, а в натуральных (т, шт. и т. д.).

Обеспеченность запасами Сдней (в днях) показывает продолжительность периода, на который хватит товарных запасов на складе до момента их полного истощения, если поставки товаров на склад прекратить:

-4

где  t – число дней в периоде.

Доля запасов в оборотных активах Дзоа показывает долю, которую занимают запасы в оборотных активах компании:

-5

где OАср – среднегодовое значение оборотных активов.

Доля неликвидов в запасах Дн отражает долю неликвидных товаров в запасах:

-6

где  Н – количество товаров, отнесенных к категории неликвидов.

Материальные запасы

Понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причем управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов.

Основные виды материальных запасов

-7

Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях.

Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель).

Текущие запасы – соответствуют уровню запаса в любой момент учета. Они могут совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками.

Страховые запасы (гарантийный запас) – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

  • отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
  • возможные задержки материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
  • непредвиденное возрастание спроса.

Страховой = гарантийный запас является величиной постоянной и в нормальных условиях – неприкосновенной.

Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки, должны обеспечивать нормальную работу организаций и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке. Примером могут служить запасы сельскохозяйственной продукции.

Классификация запасов по отношению к логистическим операциям/функциям

Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.

Складские запасы – запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одной зоны логистического сервиса к другой или в пределах одной зоны.

Грузопереработка – это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и т. д.).

Классификация запасов по функциональному назначению

Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т. п.) к потреблению.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т. п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.

Спекулятивные запасы – обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Устаревшие (неликвидные) запасы – образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.

Классификация запасов по количественным уровням

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе УЗ. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа. Классификация количественных уровней запасов приведена на рисунке ниже.

Классификация количественных уровней запасов

-8

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени подачи очередного заказа.

Нормирование запасов

Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

  1. определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
  2. создание системы контроля фактического размера запаса и своевременного его пополнения в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

Методы определения нормы товарных запасов

-9

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные в значительной степени на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим. В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции – в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитываются страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.

Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:

-10

где

Y1, Y3, Y4 – уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;

Y5 – нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу:

-11

Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:

-12

где

Тз – темп роста товарных запасов;

То – темп роста спроса.

Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Оптимальный размер запаса

С одной стороны, любому хочется использовать все выгоды заказа крупной партии, с другой стороны, есть желание избежать омертвления денежных средств в запасах и дополнительных издержек по содержанию этих запасов. Таким образом, необходимо определить, какой же размер заказа будет являться оптимальным. Задача определения оптимального размера заказа может быть решена графическим методом и аналитическим.

Графический метод

Оптимальный размер заказа и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

  • объем спроса (оборота);
  • расходы по доставке/транспортировке товаров;
  • расходы по хранению запаса.

Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа

-13

Зависимость расходов на хранение от размера заказа

-14

Если мы суммируем все издержки, то получим кривую, представленную на рисунке красным цветом, и таким образом можем определить оптимальный размер заказа.

Кривая зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии

-15

Рассчитаем оптимальный размер заказа математически.

Затраты на хранение запаса можно рассчитать по формуле:

-16

где

С – затраты на хранение единицы заказа;

Q – величина (размер) заказа.

Стоимость выполнения заказа рассчитывается по формуле:

-17

где

О – стоимость подачи и выполнения одного заказа;

S – потребность в ресурсах на плановый период;

Q – величина (размер) заказа.

К основным расходам на подачу и выполнение заказа, на закупку и поставку запасов относятся:

  • стоимость разработки условий поставки;
  • расходы по приобретению каталогов и других рекламных материалов;
  • затраты на переговорные процессы с поставщиками;
  • расходы на составление контрактов (договоров) с поставщиками;
  • выписка всей необходимой документации;
  • транспортные расходы (если они не входят составной частью в цену закупки);
  • контроль исполнения заказа, расходы на связь.

Оптимальный размер заказа получается при минимальных суммарных издержках по управлению запасами:

-18

Приравнивая первую производную от функции суммарных затрат к нулю

-19

находим непосредственное значение оптимального размера заказа (формула Уилсона (R. Wilson)):

-20

где

Q – величина (размер) заказа;

S – потребность в ресурсах на плановый период;

О – стоимость подачи и выполнения одного заказа;

С – затраты на хранение единицы заказа.

Рассмотрим аналитический метод

Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т. е. определить условия, при которых:

-21

где

Собщ. – общие затраты на транспортировку и хранение запаса;

Схран. – затраты на хранение запаса;

Странсп. – транспортно-заготовительные расходы.

Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии – S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа М за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10% от стоимости среднего запаса за этот же период.

Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:

-22

Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа:

-23

где

К – транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;

Q/S – количество завозов за период времени.

Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (Sопт.), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной:

-24

Далее находим значение S, обращающее производную целевой функции в ноль, откуда выводится формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известная как формула Уилсона:

-25

ПРИМЕР

В качестве исходных данных примем следующие величины:

  • Стоимость единицы товара – 40 руб. (0,04 тыс. руб.).
  • Месячный оборот склада по данной товарной позиции:
    Q = 500 единиц/мес. или Q = 20 тыс. руб./мес.
  • Доля затрат на хранение товара составляет 10% от его стоимости, т. е. М = 0,1.
  • Транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа: К = 0,25 тыс. руб.

Тогда оптимальный размер завозимой партии составит:

-26

Очевидно, что товар в течение месяца целесообразно завозить дважды:

-27

В этом случае транспортно-заготовительные расходы и расходы по хранению:

-28

Игнорирование полученных результатов приведет к завышенным расходам.

Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20% в нашем случае увеличит месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение на 2%. Это соизмеримо со ставкой депозитного вклада.

Другими словами, названная ошибка равносильна недопустимому поведению финансиста, продержавшего без движения деньги в течение месяца и не давшего им «поработать» на депозитном вкладе.