Многие эксперты, глядя на работы американского художника утверждают, что он и видео работают, как единый механизм, они как-будто вросли друг в друга и их сложно представить раздельно.
Поражает тот факт, что Билл Виола начал работать в то время, когда видеотехника только зарождалась и набирала обороты. Можно считать, что художник стоял у истоков возникновения такого жанра, как видеоарт. В работах мастера можно наблюдать огромное количество разной техники: военные камеры для ночных съемок, аудио- и видеосинтезаторы, инфракрасные камеры, телескопические миниатюрные камеры, устройства для съемки под водой.
Будущий гений видео-арта понимал: чтобы стать лучшим - нужно учиться у лучших! В связи с этим, он объездил много стран и набирался опыта у гениальных мастеров искусства. Его произведения - это огромные цифровые экраны, на которых можно увидеть разные сюжеты. О чем же они? Конечно же, Билл Виола, как и многие художники рассуждают на обыденные темы: жизнь, смерть и бессмертие, как меняется человек на протяжении жизни. Пускай для многих эти темы покажутся примитивными, но они всегда будут актуальными.
Основными инструментами в творчестве художника являются вода, свет, огонь, звуки, замедленные кадры. Давайте на немного окунёмся в многогранное и глубокое творчество американского мастера видеоарта.
Многие ценители искусства знают, что вода для Билла Виола имеет огромную ценность, так как он часто прибегает к её использованию. И это не случайно, в одном из своих интервью он рассказал о том, что в детстве чуть не утонул в озере, прыгнув за своим кузеном. Важно отметить, что сам художник не умел плавать. Этот случай настолько сильно впечатлил его, что после этого вода составляет неотъемлемую часть многих работ гения видеоарта.
Ещё одним атрибутом в произведениях американского художника являются звуки. Как мы знаем - всё идёт из детства, этот случай не стал исключением. Дядя будущего гения видеоарта как-то раз сказал мальчика, чтобы тот остановился и послушал шум улиц. Тогда маленький Виола понял, что даже тишина - имеет свой неповторимый звук. Не все произведения художника звучат, но одно из его произведений, под названием «Тристан и Изольда», размещённая в Пушкинском музее воспринимается как звуковая инсталляция.
Билл Виола очень любит играть со временем и это отчётливо мы можем наблюдать в его произведениях. Он не раз говорил и подчёркивал тот факт, что все его работы о времени, а время никогда не стоит на месте - оно движется вперёд. В связи с этим многие его творения он сознательно «замедляет». И даётся ему это совсем непросто: Билл Виола снимает отдельные куски работы на высокоскоростную камеру, которая записывает в секунду не 24, а 300 кадров, а потом замедляет результат. Стоит ли оно того, спросите Вы? Ещё как стоит! Произведения приобретают сразу глубокий смысл и оторваться от них взгляд трудно.
Тема смерти является основополагающий во многих произведениях известных художников. Билл Виола не исключение, правда он прибегает к одному уточнению: для него смерть - это некая трансформация , перерождение. Мало кто знает, но отец признанного гения работал известной авиакомпании PanAm, что позволяло Биллу Виоле посмотреть весь мир, начиная от Туниса и Японии, заканчивая Соломоновскими островами. Благодаря этому у него была уникальная возможность находить интересные звучания, а также видеоматериалы для своих произведений.
Плюс ко всему он обрёл для себя новое увлечение - путешествие. Так, Билл Виола начал путешествовать не только по разным точкам нашей необъятной планеты, но и путешествовать внутрь себя. В связи с тем, что художник исколесил огромное количество стран, он много раз менял свою религию, а также увлёкся мистическими течениями, такими как, мистицизм, суфизм, дзен. В каждом месте он черпал для себя что-то новое и охотно брался за обучение. Так, он начал изучать квантовую физику, психологию и биотехнологии. Безусловно, это сильно отразилось на его работах.
Конечно же, огромную роль в творчестве Билла Виола занимал человек. Его интересовало, как человек меняется с течением времени, какие он испытывает желания, какие в нем преобладают эмоции, чувства. Так, он выпускает серию «Страсти», после того, как принял участие в годовом научном семинаре в Исследовательском институте Гетти в Лос-Анджелесе.
Билл, одним из первых художников в видеоарте, начал использовать актеров.
Так, на свет появляется его произведение «Приветствие», записанная на 35-миллиметровую плёнку в ускоренном режиме. Многие критики сразу отметили, что эта работа сильно отличается от тех, что он выпускал раньше. Многие ценители искусства начали сравнивать эту работу с известным произведением «Встреча Марии и Елизаветы», автором которой является художник-маньерист Понтормо. Виола предпочёл те же цвета и схожее построение всей композиции. Хотя замысел художника видеоарта был другим: показать всю остроту и неподдельность эмоций, которые ощущаются при случайной встречи, а потом уже довести весь этот спектр чувств до предела.
Кстати, «движущиеся миры» известного видеохудодника Америки были представлены в Пушкинском музее с 2 марта - 1 июня 2021 года. Глубокие ценители творчества Билла Виола могли соприкоснутся с гениальными работами мастера в жанре видеоарт и ещё больше прочувствовать замысел автора.
Билл Виола талантливый, глубокий и неповторимый художник, работающий в жанре видеоарт. Его работы не то чтобы «стоит», его работы нужно посмотреть, ведь они отличаются своей точностью, и, в то же время, простотой, с помощью его работ можно замедлиться, многое переосмыслить и понять.
Автор: Валерия Андреева