В Иераконполе (Нехене) поклонялись богу Хору, равно как и в Тинисе. А вот в третьем центре Верхнего Египта поклонялись богу, которому в традиционном понимании древнеегипетской религии было отведено место антагониста Хора – Сету. Сету поклонялись в Нубте (Накаде) и Омбосе. Необходимо сказать, что Сет, как одно из проявлений единого божественного не представлял собой эдакий вариант египетского дьявола. Сет был ответственен за разрушение, но понимание разрушения у древних египтян было вполне модернистским – оно было необходимо, что бы расчистить место для будущего творения. Сет играл в классической египетской религии вполне позитивную роль, в частности его представляли и рисовали на ладье Ра (Солнца), где он стоял с копьем дабы поражать извечного врага Ра – чудовищного змея Апопа. Вообще представление о Сете как о чистом зле относится к Позднему периоду египетской истории. Как бы там ни было, корни египетской религии уходят вглубь веков и относятся именно к додинастическому периоду. Скорее всего различные «боги» зародились в отдельных городах додинастического периода. Подтверждение этой мысли можно найти у румынского религиоведа Мирчи Элиаде, который говорит о том, что в каждом городе (который являлся центром одного из додинастических царств, а позже номов единого Египта) имела место космогоническая традиция, которая именно об этом городе повествовала как о том месте, где земля вышла из объятий первичных вод, а следовательно, началась сама жизнь.
Вполне возможно, что отрицательные черты бога Сета это результат додинастического соперничества между Накадой (Нубтом) и Нехеном, Тинисом. Так как в конечном счете победа оказалась за последними из упомянутых городов, Сет и приобрел статус бога-антагониста. При этом интересно, что в эпоху Второй Династии, один из египетских царей отклонится от традиции называть себя Хором (Хор ведь был покровителем собственно царской власти), а «перешел» под покровительство бога Сета. Впрочем, эта «измена» Хору оказалась недолговечной и к концу раннего царства царь вновь перейдет под покровительство Хора.
Необходимо войти в рассмотрение одного очень щекотливого вопроса, относящегося к корням египетского представления о царской власти. Традиционно считается и говорится (под воздействием этого представления порой и я начинаю к нему апеллировать), что две короны Египта – красная и белая, которые затем были объединены в единую царскую корону, происходят – белая из Верхнего Египта, а Красная из Нижнего (то есть из Дельты). На самом деле все немного сложнее. Вполне возможно, что истина заключается в том, что в быстро возникшем союзе Тиниса (Чени) и Иераконполя (Нехена) собственно и возникло сознательное распределение корон – белая для Нехена, а красная для Чени. Сложность заключается в том, что чаще всего говорится о красной короне, как короне Нижнего Царства. Но суть заключается в том, что под Нижним царством, египтяне имели ввиду вовсе не Дельту, ведь разговор о Нижнем царстве относится к тем временам, когда шла еще борьба между центрами влияния на юге. Нижнее царство – это мир живущих на земле. Земля, как обитель Сета, бога песчаных бурь и пустынь. Верхнее же царство – это ни что иное как небеса, которые находились под властью Хора.
В целом, данная проблема является очень сложной и вызывает ряд вопросов. Во-первых, если красная корона принадлежит Тинису, то почему последний царь додинастического периода – Нармер, изображен на знаменитой палетке лишь в бутылкообразной белой короне? Ведь Тинис и Иераконполь к тому периоду уже принадлежали единому царству, которым и правил Нармер. В то же время Нижний Египет на тот момент находился лишь в процессе покорения. Во-вторых, идея того, что красный цвет ассоциируется с Сетом кажется привлекательной, действительно – красный это цвет пустынь – Дешерет. Но тут возникает проблема, если Нижнее царство, не является Нижним Египтом, а просто землей, то при чем тут вообще красный цвет – обитель живых в Египте ассоциировалась с черным цветом – Египет – Кемет – Черная земля. В пустынях же никто не жил. Эта проблема решается отсылкой к мифологии, где боги на суде разделили небесное и земное царство между Хором и Сетом (правда только поначалу) и тогда действительно красный цвет Сета мог быть распространен на всю нижнюю землю. Сложность в том, что сложно зафиксировать эволюцию этого мифа. Но можно принять такую точку зрения. И тут возникает в-третьих – почему Тинис (Чени) вообще оказался связан с красным цветом Сета? В Чени исторически поклонялись тому же Хору, а не Сету. Поэтому причины ассоциировать красную корону с Сетом кажутся слишком притянутыми. Да и в конце концов, вполне понятно почему чаще всего красную корону ассоциируют именно с Нижним Египтом – такая версия кажется и логичной, и изящной. Одним словом, консенсуса по этому вопросу нет, ведь каждая версия имеет как плюсы, так и недостатки.
Поздний додинастический период – это время когда оформляется древнеегипетская письменность. Первоначально в письменности записываются лишь имена царей, но вскоре она начинает использоваться более широко. Причины возникновения письменности трактуются разнообразно. В частности, некоторые ученые настаивают на экономических корнях египетской письменности – в частности благодаря тому, что первые свидетельства о протоиероглифике связано с табличками (ярлычками) из гробницы Хора Скорпиона – царя поздней додинастики. Но экономическая версия – это своеобразная модернизация древней ситуации под современные реалии. Все таки сейчас ученые понимают, что укладывать все исторические тенденции в прокрустово ложе экономического материализма не является правильным. Да, среди современных египтологов случаются персонажи, которые недооценивают важность религиозного аспекта египетской жизни (так в частности Тоби Уилкинсон заявляет о том, что египтяне не считали царя божественным на том основании, что…подобное обожествление правителей несвойственно современным людям, но подобное «доказательство» вызывает лишь недоумение), но в целом признается, что корни египетской письменности лежат именно в области обращения к сакральному. Письмо становится способом увековечения умершего царя, отправившегося к богам, способом его поминовения. Письмена на гробницах как бы взывают к путнику – «не проходи мимо, прочти мое имя». Дискуссии ведутся относительно того, как именно возникла письменность в Египте. Можно столкнуться с мнением, что письмо пришло в Древний Египет из Месопотамии, в которой оно появилось значительно раньше, чем в Египте. Вообще в отношении языка и письменности можно услышать, что египетский язык и соответственно письмо – это ни что иное как «деградировавший» семитский язык, пришедший с Ближнего Востока. В действительности – это конечно не так, египетский язык своеобычен и оригинален. А что касается письменности, то и она не является прямой калькой с зародившегося в Месопотамии письма, хотя полностью отрицать влияние контактов с последней также не стоит.
Забегая вперед необходимо сказать (раз уж здесь мы характеризуем в целом додинастический Египет) задать вопросом о том, почему именно Нехену удалось объединись сначала Верхний Египет, а затем подчинить ему и Нижний. Наверное одной из причин является то, что на идеологической основе был предопределен союз двух «Хоровых» городов-царств – Нехена и Чени, которым удалось победить и подчинить себе Нубт (Накаду), которая контролировала пути к золотым приискам. Конечно не стоит переоценивать подобный контроль, который перешел к союзу Нехена и Чени, но тем не менее на Юге постепенно сложился мощный государственный «кулак». Каким образом этот союз оказался унифицирован и стал единым государством? Ответ покрыт мраком, но вполне возможно что произошло это династическим, брачным путем. Но это всего лишь догадка.
В Иераконполе (Нехене) постепенно вызревало представление о царской власти, как сакральном элементе культуры. Если посмотреть на булаву Царя Скорпиона – Хора Скорпиона, то легко можно увидеть две вещи. Во-первых это само изображение царя, которое довлеет над другими людьми в силу своего увеличенного размера. Начиная с этих давних времен, царь в Египте всегда будет изображаться больше, чем обычные люди. Во-вторых, царь играл определенную священную роль. Изображение на навершие булавы обычно толкуют как сцену, где царь как бы отворяет ирригационный канал. Царь в Египте, как и во многих других культурах был своего рода «первооткрывателем» важных государственных процессов – в частности, он прокладывала первую борозду на полях. Что касается ирригационной темы, то тут есть сложности. Поклонники гидравлической теории возникновения цивилизации говорят о булаве Скорпиона, как о доводе в пользу своей точки зрения – царь отворяет канал, ведущий к полям. Но высказываются серьезные сомнения о том, что в те времена могла существовать единая ирригационная система в Египте. В частности против подобного толкования восстает видный французский египтолог Жан Веркуттер в своей книге, посвященной ранним стадиям развития египетской цивилизации: «Зачастую считается, что система ирригации по бассейнам (по-арабски — ходам) была введена в долине Нила первыми фараонами, то есть фараонами I династии к концу IV тысячелетия до н. э.. В поддержку этой гипотезы зачастую приводят вотивную булаву царя Скорпиона, обнаруженную в Иераконполе; на ней фараон представлен увенчанным белым венцом Верхнего Египта; в руках он держит мотыгу, стоя у речного потока. Перед ним некий персонаж передает ему корзину; рядом с ним человек, одетый в особое платье, потрясает предметом, в котором пытались увидеть то колос пшеницы, то растение, то метлу. С момента ее открытия в 1896 году считалось, что изображение на булаве показывает искусственную ирригацию: царь Скорпион тут якобы открывает отверстие в плотине или запруде, чтобы вода разлива растеклась по полям. Однако говорили и что эта интерпретация спорна и является всего лишь косвенным и спорным доказательством наличия в Египте ирригации в конце IV тысячелетия. Другие доказательства, выдвинутые в поддержку такой ранней датировки появления ирригации, также не особенно убедительны. Фактически, дата появления искусственной ирригации в Египте остается неизвестной; она появилась, скорее всего, только после конца Древнего царства. Можно задаться вопросом, не сыграло ли желание защититься от разливов, воздвигнув боковые дамбы у реки, с одной стороны, и окружение дамбами деревень в долине — с другой, столь же важную роль, как и необходимость (которую еще нужно продемонстрировать) увеличить сельскохозяйственную продукцию, чтобы отреагировать на демографический взрыв. Другими словами, искусственная ирригация появлялась медленно и не влекла за собой резкого изменения в использовании наносной долины».
Царская власть, зарождавшаяся в поздний додинастический период плотно ассоциировалась с идеей космического порядка. Царь как бы привносил порядок в хаотичную действительность реального мира. Да, в додинастический период еще не возникло понятия «Маат» - космического порядка, воплощенного в фигуре царя, но отсутствие понятия (к тому же дело в ограниченности письменных источников, которые тогда только зарождаются) еще не отрицает того, что существовали предпосылки к становлению самой концепции. В принципе, упорядочение мира – это вообще традиционное космогоническое представление. Царь являлся частью божественного порядка и таким образом как бы продолжал деятельность богов по созиданию порядка на земле.
Возникновение единого государства на территории Древнего Египта является сложной, дискуссионной темой, для полного понимания которой необходимо обратиться к последним этапам додинастического периода развития египетской цивилизации. Этим мы сегодня и займемся.
Фаза Накада III, длившаяся с 3200 по 3000 гг. до н.э. является последней фазой додинастического периода. Именно в этот период Египет был впервые объединен в большое территориальное государство, и тогда же должна была произойти политическая консолидация, которая заложила основы раннединастического государства Первой и Второй династий. В этот период в Верхнем Египте правили тинитские цари из так называемой Нулевой династии, включая царя Нармера, который изображен на знаменитой палекте, в которой многие видят свидетельство покорения Севера Югом. Цари этой династии были похоронены на кладбище Абидоса, рядом с царскими усыпальницами I династии. Свидетельством существования этих царей выступают письмена на Палермском камне, каменном документе, зафиксировавшим древнейшие царские династии Египта, вплоть до конца Пятой династии.
Ведутся серьезные споры о характере процесса объединения Египта в единое государство в указанный временной период. Само объединение также не оказывается строго зафиксировано во времени. Одни египтологи традиционно связывают объединение с тройкой Нармер, Менес, Аха, где все три эти имени то сливаются в фигуру одного царя, то вовсе оказываются приписываемы трем разным правителям. Привычным взглядом является тот, согласно которому Нармер был отцом Аха (Менес – другое имя Аха). Высказываются предположения, что Египет был объединен еще до правления Нармера, при царе Скорпионе, или же и вовсе то, что истинное объединение произошло лишь при III династии.
Начиная с фазы Накада II и далее, сильно дифференцированные захоронения обнаруживаются на кладбищах в Верхнем Египте (но не в Нижнем Египте). Элитные захоронения на этих кладбищах содержат большое количество инвентаря, иногда сделанного из экзотических материалов, таких как золото и лазурит. Экзотичность лазурита воистину впечатляет, так как добывался он в горах Афганистана и доходил до Египта по своеобразной торговой цепочке через тысячи километров.
Эти захоронения символизируют все более иерархическое общество и, вероятно, представляют собой самые ранние процессы конкуренции и усиления местной политики в Верхнем Египте по мере развития экономического взаимодействия и торговли на дальние расстояния. Контроль над распределением экзотического сырья и производством престижных ремесленных товаров укрепил бы власть вождей в додинастических центрах, а такие товары были важными статустными символами. Несмотря на отсутствие археологических свидетельств, кажется вероятным, что более крупные додинастические города в Верхнем Египте становились центрами ремесленного производства.
Сама культура Накада в ходе своей эволюции от амратской до герзейской постепенно распространилась из своей южноегипетской колыбели на север – в Дельту. Мотивирующим фактором для распространения культуры накада в северном Египте могло быть желание получить прямой контроль над прибыльной торговлей с другими регионами восточного Средиземноморья, которая развивалась ранее в четвертом тысячелетии до нашей эры. Из прибывавшего из стран Леванта кедра египтяне научились строить все более солидные лодки, что способствовало распространению торговли и укреплению внутренних связей по всей долине Нила.
К концу фазы Накада II (3200 г. до н.э.) или раннему этапу Накада III, коренная материальная культура Нижнего Египта исчезла и была заменена артефактами (особенно керамическими изделиями), происходящими из Верхний Египет и культуры Накада. Это археологическое свидетельство иногда интерпретировалось как указание на политическое объединение Египта к тому времени, но материальные свидетельства не обязательно подразумевают (единую) политическую организацию, и для объяснения этого изменения может быть предложен ряд альтернативных социально-экономических факторов.
Учитывая, что свидетельства элитных захоронений в трех крупных додинастических центрах Верхнего Египта (Накада, Абидос, Иераконполис) предполагают наличие отдельных (и, возможно, конкурирующих) центров или государств во время Фаза Накада II, первое объединение верхнеегипетских государств, вероятно, произошло в ранние времена Накада III, либо в результате серии союзов, либо в результате войны, за которой последовало политическое объединение севера и юга.
Интереснейшим археологическим памятником, позволяющим проследить развитие египетской культуры в тот период, является кладбище в Абидосе. Именно там была обнаружена уникальная находка, ярлычки, с нанесенными на них прото-иероглифами, датированные временем правления царя Скорпиона. Эта находка во многом опровергает старое воззрение о том, что письменность в Египте возникла резко и в законченном виде, а потому носила заимствованный характер. Современные ученые все больше приходят к осознанию уникальности и самобытности как древнеегипетской письменности, так и разговорного языка. Древнеегипетский язык (а затем, вытекавший из него коптский) относится к афро-азиатской языковой сеьме (семито-хамитской), и когда-то высказывалось предположение, что египетский язык представляет собой не обособленную языковую группу в рамках этой семьи, а является извращенным под африканским влиянием семитским языком. Эти воззрения остались в прошлом. Однако принадлежность к семито-хамитской языковой семье не вызывает сомнений, как и в семитских языках, египетская письменность фиксировала лишь согласные звуки, оставляя гласные лишь произношению.
В то время как Накада была политически незначительным центром в раннединастический период, Абидос оставался важнейшим церемониальным центром – местом захоронения царей. Иераконполь (египетский Нехен), так же являлся важным культовым центром, связанным с богом Хором, покровителем царской власти. В поздней додинастической борьбе за власть в Верхнем Египте вполне возможно, что государство Накада было побеждено, тогда как правители, происходившие из Абидоса, продолжали контролировать всю страну, возможно, в союзе с менее мощными элитами из Нехена.
Окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта могло быть достигнуто посредством одного или нескольких военных завоеваний на севере, но этому не так много доказательств, кроме сцен с символическим военным содержанием, вырезанных на ряде церемониальных палеток, датированных поздним додинастическим периодом. Интерпретация таких сцен проблематична. В частности, вопросы вызывает утверждение о том, что царь Нармер покорил 120000 тысяч человек в Нижнем Египте. Эта цифра слишком огромна, для того, чтобы быть принята в качестве числа приведенных на юг пленников. Высказывается предположение, что истинное происхождение указанных «пленников» связывается с массовой миграцией населения с Севера на Юг, ввиду климатической катастрофы в Дельте.
Начиная с Флиндерса Питри, регулярно высказывались предположения, что, несмотря на свидетельства додинастических культур, египетская цивилизация первой династии возникло внезапно и, следовательно, является результатом вторжения некой другой расы (очевидно из района Месопотамии). Однако проводившиеся с 1970-х гг. раскопки в Абидосе и Иераконполе показали несомненные верхнеегипетские корни египетской государственности. Безусловно, контакты с иными культурными центрами в четвертом тысячелетии были, но они не носили характер завоеваний.
Важность Дельты для контактов Египта с юго-западом Азии также подтверждают свидетельства, найденные в одном из нижнеегипетских центров – Буто. Вообще, нужно отметить, что в последние десятилетия основной прорыв в египетской археологии произошел именно в Нижнем Египте, который традиционно являлся сложным местом для раскопок, ввиду регулярного заболачивания территорий в древности.
Как импортные, так и египетские цилиндрические печати, артефакт, несомненно, изобретенный в Месопотамии, обнаружены в нескольких элитных могилах фаз Накада II и III. Бусы и небольшие артефакты из ляпис-лазури, которые могли быть получены только из Афганистана, впервые были обнаружены в додинастических могилах Верхнего Египта. Месопотамские мотивы также появляются в Верхнем Египте (и Нижней Нубии), включая мотив heros dompteur (победоносная человеческая фигура между двумя львами / животными), нарисованный на стене гробницы в Иераконполе, которая датируется Накадой II.
В поздний додинастический период расширяются связи между Египтом и Нижней Нубией. Элитное сырье, такое как слоновая кость, черное дерево, ладан и шкуры экзотических животных, очень желанные в Египте в династические времена, в основном поступало с юга Африки, проходя через Нубию. Таким образом, некоторые племенные вожди должны были получить экономическую выгоду от торговли сырьем, что ясно видно из богатых захоронений, раскопанных в Кустуле и Кустуле Саяла. Тот факт, что материальная культура Накада была позже обнаружена в северном Египте без нубийских элементов, также, кажется, является аргументом против любого нубийского происхождения единого египетского государства.
Спасибо за внимание!