Найти тему
Биология с Никой

Химия клетки

Оглавление

Обсудим, какие химические элементы входят в состав живых организмов, зачем они нужны и на какие группы по частоте встречаемости делятся.

И живые и неживые организмы состоят из одних и тех же атомов, разница лишь в их соотношении. Очевидно, что ты и твой стул как-то различаются на химическом уровне, но как именно и почему?

Вспомним одно из свойств живого — единство химического состава. Хоть ты совсем не похож на амебу, дуб, коралл или мухомор, состав атомов в ваших клетках весьма сходен.

Классификация элементов в живых организмах

По частоте встречаемости химические вещества клетки можно разделить на четыре группы:
1)
органогены (основа, из которых состоят органические вещества, их много, аж 98%!)
2)
макроэлементы— не больше 1%
3)
микроэлементы
4) Ультрамикроэлементы

Обратите внимание, что иногда органогены считают как подгруппу макроэлементов, а не выделяют в отдельную!

Учить их нужно именно по смыслу, зачем нужен каждый элемент, а не просто зубрить названия. Понимая функции, вы легко определите, насколько часто встречается каждый и к какой группе относится.

Органогены

Те самые элементы, которые составляют основу органических веществ — белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Чтобы их вспомнить, надо вспомнить, что входит в состав органических соединений:

1) Углерод (С) — просто основа, он есть в любых органических веществах. Именно благодаря свойствам атома углерода возможно существование жизни.

2) Водород (Н) — обычно тусуется рядом с углеродом, занимая свободные валентности.

3) Кислород (О) — тоже есть в любых органических соединениях.

4) Азот (N) — входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Белки — основа живого, их больше всего, поэтому и азот попал в органогены. В аминокислотах образует аминогруппу, в нуклеиновых кислотах входит в состав азотистых оснований (аденин, тимин, гуанин, цитозин, урацил).

Давайте вспомним формулы основных органических соединений, чтобы лучше запомнить, где там какие элементы.

Углеводы

-2

На рисунке обычно выглядят как многоугольники с торчащими ОН-группами. Каждый угол — это атом С (углерод), его обычно не рисуют, но он там есть. На рисунке у нас 6 углеродный моносахарид — глюкоза. Получается, что углеводы содержат три атома — С (углерод) , О (кислород), H (водород).

Жиры

-3

Мы видим ось, состоящую из атомов С — это глицерин, и три торчащие вбок группы — это жирные кислоты. R — радикал, просто обозначение длинного хвостика, который будет отличаться у разных жирных кислот. Значит в жирах у нас как и в углеводах содержатся три атома — С (углерод) , О (кислород), H (водород).

Белки

-4

Тут возьмем формулу не целого белка, а его составляющей — аминокислоты. Мы снова видим углероды как основу, радикал, который может быть разным, карбоксильную группу (СООН), которая содержит кислороды, и аминогруппу (NH2), которая содержит азот. Получается белки тоже содержат атомы С (углерод) , О (кислород), H (водород) и также содержат азот (N). Так как белков ооочень много, то и азота очень много, он тоже будет органогеном.

Нуклеиновые кислоты

-5

Тоже посмотрим не на целую ДНК или РНК, а на ее составную часть — нуклеотид. Он состоит из:
— остатка фосфорной кислоты — оранжевое
— сахара рибозы или дезоксирибозы — синее
— азотистого основания — желтое

Сахар в нуклеотиде как любой углерод состоит из C, O, H, азотистое основание тоже в каждом углу имеет атомы C и Н (на свободных позициях) + атомы азота N. Но что по поводу атома фосфора в остатке фосфорной к-ты, почему он не органоген? Посчитайте, на каждый нуклеотид приходится 2-5 атомов азота (N) и всего один атом фосфора (P)! Плюс фосфор есть только в нуклеиновых кислотах, а азот есть и в белках, а белков в клетке больше, чем нуклеиновых кислот. Так что да, фосфор не дотягивает, он попадет в группу макроэлементов, но не попадет в органогены.

Макроэлементы

Макро — большой, как увеличение в маркосъемке, когда мы что-то видим в большем разрешении. Так что это те химические элементы, которых в клетках много, но меньше, чем органогенов. Значит у этих элементов есть какая-то особая функция, очень распространенная в живых организмах.

Сначала назовем их — Ca (кальций), K (калий), Mg (магний), S (сера), Na (натрий), Cl (хлор), P (фосфор).

Кальций — Ca

Первое, что сразу приходит в голову, из кальция состоят кости и зубы, точнее из фосфата кальция, так что фосфор тоже участвует. У моллюсков из карбоната кальция состоят раковины. Запоминать кальций как макроэлемент по костям проще всего, но если бы это была его единственная функция, он вряд ли попал бы в макроэлементы, ведь дааалеко не все организмы имеют скелет.

-6

Кроме этого ионы кальция делают возможным сокращения мышц. Да-да, именно благодаря ему мы можем двигаться!

-7

Сердце тоже мышца — так что кальций отвечает еще и за сердечные сокращения, усиливая их (а калий — угнетает).

-8

Также кальций участвует в свертывании крови — благодаря ему, если мы поранились, кровь останавливается.

-9

Калий (К), Натрий (Na), Хлор (Cl)

Эта прекрасная троица участвует в проведении нервного импульса. Ионы этих веществ, проходя через мембрану сквозь ионные каналы, создают разницу зарядов.

-10

Также они тоже участвуют в сокращении мышц и работе сердца.

Еще раз — калий угнетает работу сердца, а кальций — усиливает

Хлор помимо этого создает кислую среду желудка — ввиде соляной кислоты (НCl)

-11

Магний — Mg

Входит в состав хлорофилла — зеленого пигмента растений, благодаря которому они осуществляют фотосинтез. Растений на Земле огромная биомасса, поэтому магний тоже попал в макроэлементы.

-12

Сера — S.

Входит в состав аминокислоты цистеин, значит и в состав белков.

-13

Также образует дисульфидные мостики в третичной структуре белков (как раз за счет цистеинов) — то есть благодаря ей белки могут сворачиваться в глобулы

-14

Почему азот который входит в состав белков попал в органогены, а сера, которая тоже содержится в белках осталась просто макроэлементом? Дело в том, что азот входит в состав всех аминокислот белка, а сера только в состав цистеина, одной их многих аминокислот. Конечно же, ее меньше, она не дотягивает до органогена.

Фосфор — P

Как мы уже обсуждали, фосфор входит в состав нуклеиновых кислот — ДНК и РНК

-15

Кроме этого, фосфор входит в состав АТФ — аденозинтрифосфата, энергетической валюты клетки.

-16

Микроэлементы

Микро- маленький, этих элементов в клетках гораздо меньше. Перечислим основные:
I (йод) , Fe (железо), Zn (цинк), Cu (медь) , F (фтор)

Йод — I

Входит в состав гормонов щитовидной железы — тироксина, трийодтиронина и тд. Эти гормоны регулируют скорость обмена веществ.

-17

Железо — Fe

Входит в состав гемоглобина — белка, который переносит кислород и углекислый газ на эритроцитах крови.

-18

Гемоглобин и хлорофилл — почти одинаковые, только в гемоглобине железо, а в хлорофилле — магний. Почему же тогда магний попал в макроэлементы, а железо — в микроэлементы? Дело в том, что масса растений на Земле гораздо больше, чем масса позвоночных животных с кровью.

-19

Цинк — Zn

Входит в состав ферментов — белковых молекул, ускоряющих химические реакции. Без ферментов почти никакие процессы в организме просто не смогли бы происходить.

-20

На картинке, которую я взяла из чьей-то презентации, можно почитать о нем поподробнее.

Медь — Cu

Как и цинк, является компонентом многих ферментов. В составе этих ферментов регулирует жизненно-важные процессы, такие как дыхание, фотосинтез, синтезы разных веществ и тд.

-21

Также медь входит в состав коллагена и эластина, которые поддерживают упругость кожи ( и не только)

-22

Фтор — F

Входит в состав эмали зубов. Вспомним пасты со фтором)

-23

Ультрамикроэлементы

Их настолько мало, что проще их вообще не обсуждать). Например это золото, серебро, берилий и тд.

Интересный факт — в организме взрослого человека содержится примерно 10 мг золота — это одна сотая грамма, в сто раз более маленький кусочек, чем изображен на картинке!
-24

Как все это учить? Упаси вас Господь открывать картинку с частотой встречаемости элементов и тупо зубрить их названия и процент… Отталкивайтесь от функций, помните, для чело нужен каждый элемент и насколько эта функция распространена в живых организмах.

Сейчас попытайтесь вспомнить основные элементы, сказать к какой группе они относятся и зачем они нужны. Успехов!