За державу обидно. Раньше подобное неловкое чувство неизменно посещало меня, едва кто-нибудь просил посоветовать крутое место, чтобы «сходить на войну посмотреть». Вроде и выставок исторических в России хватает, и экспонатов редких не счесть, а все равно приходилось ставить в пример Имперский военный музей в Лондоне, где железки да документы с успехом дополняются целыми спектаклями. Зайдешь так в траншею Первой мировой, вдохнешь (буквально!) вонь и сырость; посидишь в бомбоубежище под грохотом немецкого авианалета, прогуляешься затем по разрушенной вражескими фугасами улице – и как-то уже иначе на мир смотришь.
Но, наконец, нечто подобное появилось и у нас. Под масштабную интерактивную экспозицию «Подвиг народа» выделили целый этаж главного здания московского «Музея Победы» на Поклонной горе. Известная в узких кругах студия «Невский баталист» создала потрясающей натуральности декорации – и я неслучайно использую такую терминологию, ведь логичнее всего сравнить происходящее здесь с иммерсивным театром. Эффект погружения полный! Даже живые актеры присутствуют, да и манекены настолько убедительны, что порой пугаешься от неожиданности при встрече с ними.
Начинается путешествие во времени от Холмских ворот Брестской крепости. «Самая западная точка СССР», – убеждает экскурсовод.
На календаре – 21 июня 1941 года. Мирная летняя суббота, уютная обстановка. За окном веселятся дети. Кажется, вот-вот заиграет патефон на столе – осталось выбрать пластинку.
Но вместо танцев – ад войны. Резко и сразу, как это и случилось ранним утром 22 июня 1941 года.
Теперь мы в казематах героической крепости.
Организованной обороны пока нет, вспыхивают отдельные очаги сопротивления. Кто-то спасает семью.
Другие – раненых товарищей.
А немцы уже повсюду, держат под прицелом рвы и каналы. Ощутим острый дефицит воды: даже не для питья – нужно охлаждать пулеметы системы Максима. Наши бойцы добывают влагу ценой жизни.
В госпитале обстановка не лучше: приходится и врачебным делом заниматься, и отбиваться от вражеских штурмовых групп.
Противник совсем рядом. Это 45-я пехотная дивизия, укомплектованная по большей части австрийцами. Именно из ее захваченных позднее штабных бумаг в Союзе впервые узнают о подвиге защитников Брестской крепости.
Далеко не всем из этих ребят суждено вернуться домой с советской земли. На заднем плане – подбитый бронеавтомобиль БА-3. Ограда, как уверяют музейщики, настоящая – привезенная из Брестской крепости специально для выставки.
Оцените масштаб декораций. Звуковые спецэффекты добавляют реальности происходящему.
Последние защитники Бреста оставляют послание потомкам. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина».
А вермахт пошел дальше, углубляясь в страну. Ужасам жизни на оккупированных территориях СССР и посвящена следующая сцена.
В то время как роль щеголеватого немецкого офицера с фотоаппаратом исполняет манекен, полицай в воротах – самый настоящий. Ему надо предъявить взятый из крестьянской избы «аусвайс», иначе не пройти дальше. Декорации вообще отличаются вниманием к деталям – будь то военная форма или, допустим, листовки на стенах.
Экспозиция «Подвиг народа» изначально задумывалась как иллюстрация не столько военных, сколько трудовых подвигов, о которых зачастую несправедливо забывают. Вот почему фокус внимания зрителей авторы стараются сосредоточить на том, что происходило далеко за линией фронта. Одно из таких важнейших событий – «чудо эвакуации», когда на восток спешно отправляли целые предприятия, музеи, организации.
Здесь тоже присутствуют живые актеры, правильную атмосферу создают и яркие видеопроекции, снятые Игорем Угольниковым (если не в курсе, что такое студия «Военфильм» и лента «Подольские курсанты», вам сюда и сюда). Вот так это выглядит в реальности.
В новых районах за станки вынужденно вставали и стар, и млад. Опытный дедушка-мастер с удовольствием расскажет, какую продукцию выпускала мобилизованная промышленность, даст подержать в руках пистолет-пулемет ППШ, покажет настоящий авиационный двигатель. Но лишнего не сболтнет – бдительность, дескать, даже в тылу важна.
И снова медики. Только что унесли на операцию лейтенанта. Любопытный факт – несмотря на все военные трудности, врачебное дело в СССР времен Великой Отечественной было поставлено лучше, чем у союзников и противников. Во всяком случае, процент спасенных жизней у нас, как утверждают эксперты, оказался выше.
Ленинград. Блокада. Жуткий холод и еще более жуткий голод. В небе – неприятельские самолеты. Но публичная библиотека работает, пытаясь культурой печатного слова уберечь людей от первобытной дикости.
Выходим назад в «город» и видим дом, где живут подпольщики «Молодой гвардии».
А напротив – студия Левитана, откуда голос знаменитого диктора разлетался по радиоточкам огромной страны.
Свой взгляд на культуру демонстрируют немецкие «исследователи». Мы застали экспертов при осмотре «Янтарной комнаты», шедевра 18 века, вывезенного из Царского Села и, к слову, не найденного до сих пор.
Немудрено, ведь немало ценностей утащили в спешке, как это случилось с Великим Новгородом в 1944 году. Эпичная диорама показывает последние часы оккупантов в советском городе. Любопытна каждая мелочь. Обратите внимание – музейщики изобразили даже чинов испанской «Голубой дивизии», которая также отметилась на нашей территории во Вторую мировую.
Небольшое видео в тему.
И вот – Европа! Советская полевая кухня подкармливает местных жителей. Однако и хозяйка разоренного кафе готова принять зрителей в гости.
Увы, даже за считанные дни и часы до окончания войны гибли люди. И авторы сюжета не забыли напомнить об этом. Поход в Европу обошелся СССР новыми жертвами.
Логично, что завершать выставку в том или ином виде должен символ Победы – поверженный Рейхстаг. Однако сейчас эту часть экспозиции закрыли то ли на ремонт, то ли на обновление. Остается вспоминать, каким этот раздел был несколько лет назад, когда интерактивный «Подвиг народа» если и существовал, то только в виде фантазии его авторов, а в «Музее Победы» делали лишь первые шаги к интерактивности.