Обзор романа
Роман "Портрет Дориан Грея" был написан в 1890 году. По мнению исследователей, замысел его возник не без влияния "Фауста" Гёте и "Шагреневой кожи" Бальзака. Перед написанием Оскар Уайльд поспорил с приятелем, что из-под его пера выйдет роман, который взбудоражит весь Лондон. За три недели, на одном дыхании, роман был написан. Пари автор выиграл, но публикация произведения вызвала скандал в среде литературной элиты.
Это произведение было признано аморальным, отдельные критики настаивали на запрете романа и ответственности прозаика перед судом. Рядовому же читателю "Портрет Дориана Грея" пришёлся по вкусу. Первая его публикация состоялась в американском ежемесячнике (1890, июль). В 1891 году, уже в отдельном издании, автор добавил шесть глав и предисловие, в котором изложил принципы эстетизма.
Содержание романа своими словами
Главными героями произведения являются: Дориан Грей, лорд Генри Уоттон, художник Бэзил Холлуорд, актриса Сибила Вэйн, её брат матрос Джеймс .
Бэзил написал необычный портрет Дориана, недавно приехавшего в Париж. Художник вложил в эту картину всю свою душу, очень полюбив изначально показавшегося ему порядочным Грея, но потом он с неохотой познакомил его с лордом Генри. С тех пор началось дурное влияние лорда на главного героя, пошлые взгляды на подчинение всякого рода искушениям, любви к собственной красоте и пропаганде легкомысленности человеческой жизни, когда надо обязательно всё ощутить, про бесполезность брака и отсутствие "вечной любви". Он полностью изменил судьбу Дориана, его вкусы, взгляды и душу, став ближайшим другом даже больше чем художник, который в итоге полностью разочаровался влиянием Генри на парня.
После фальшивого выступления Сибилы, которую Дориан по-настоящему любил и даже хотел жениться на ней, ему стало стыдно перед Генри с художником за нерадивую актрису. Грей вдруг резко отверг девушку и она отравилась в связи с его отказом быть рядом с ней. Её родной брат перед уходом в море в Австралию, обещал, если получиться, вернуться для мести главному герою. Грей затем раскаялся, но не успел прийти к Сибиле, узнав про её смерть от лорда.
Дориан стал часто бывать у Генри, его тёти, вместе ездили в Алжир. Художник же, сначала вдохновившись от парня, после "разрыва" с ним из-за влияния лорда перестал писать хорошие картины. Главный герой загадал, чтоб его портрет старел, а он бы оставался навечно молодым, оставляя следы личных грехов на картине. Так и сбылось в результате. Он оставался молодым, а портрет со временем становился просто ужасным и к 38 годам парня картина превратилась в сморщенного старика.
Особенно сильно на героя повлияла книга Генри про ветреную жизнь юноши в Париже. Она ещё больше развратила его душу и тогда он наконец понял, что единственным спасением для него была актриса. Бэзилу он не разрешал посмотреть на портрет. В итоге Дориан запер картину в свою классную отдельную комнату, куда он никогда не ходил и она сильно запылилась. Художник открыл тайну того, отчего он не хотел выставлять портрет на парижскую выставку.
Дориан Грей пристрастился к роскоши, бриллиантам и другим настоящим драгоценностям. Одно время главный герой хотел перейти в католичество, увлекался мистицизмом и немецким дарвинизмом, изучал различные запахи, любил также самые разнообразные музыкальные инструменты. Он очень боялся, что гости в его доме могут увидеть злополучный портрет. Герой посещал выставки различных великих людей, пытаясь найти хоть что-то, что ему удалось от них унаследовать.
В ноябре месяце после 18 лет разлуки к нему пришел художник, собравшийся уезжать в столицу Франции. Он допрашивал Грея о его грехах, но тот не желал признаваться, что сбивал многих юношей с истинного пути, посещая вместе с ними грязные кабаки и притоны. Грей сильно разозлился на художника, особенно после его слов о душе человеческой. Затем в гневе он избавился от ненавистного художника, попросив алхимика замести следы преступления. Тот с трудом согласился лишь после шантажа главного персонажа.
Затем Дориан пошел переодетый после обеда у Генри в кабак, где его увидел Джеймс Вэйн. Шлюха, которая увивалась за Греем, также как Сибила, назвала его Прекрасным Принцем. Брату Сибилы она призналась, что парень является сущим дьяволом, так как совсем не стареет лицом в отличие от остальных людей. Главный герой успел сбежать от его мести, а Джеймс не стал догонять парня, считая себя уже слишком старым для расправы над ним.
На отдыхе в своём особняке Дориан вдруг увидел сквозь стекло Джеймса и ему стало страшно от одной мысли про его обещанную месть. Он опасался выйти из дома и согласился на охоту, где случайно попал в Вэйна, прятавшегося и следящего за ним за кустами. Рана оказалась фатальной. Грей обрадовался этому. Генри в итоге посмеялся над парнем, узнав о том, что тот решил исправиться. Дориан рассказал, что не стал обесчещивать деревенскую девушку, сильно напомнившую ему Сибилу. Генри съязвил ему, что она всё еще может утонуть словно Офелия.
Грею стала противна такая жизнь, полная сплошных грехов с пороками. После вопросов Дориану лорда об исчезновении Бэзила тот ответил, что ему абсолютно всё равно, что с художником произошло, а если даже его не стало, то тем лучше. Когда их разговор дошел до темы души, то Грей стал просто сам не свой, по сравнению с другом веривший в наличие человеческой бессмертной души. Он решил вернуться домой и посмотреть на изменения, произошедшие с портретом, а Генри велел оставаться в особняке Ноттингшейра.
Портрет оставался таким же безобразным как и раньше, а к розовому пятну на руке прибавились еще пятна на другой руке и даже на ногах. Парню стало противно оттого, что несмотря на свои исправления, картина оставалась прежней и он пожалел, что не был близок с деревенской девушкой, копией его бывшей возлюбленной актрисы Сибилы. Он пожалел её честь исключительно в связи с собственным тщеславием. В итоге он попытался уничтожить портрет ножом, а прислуга нашла его мёртвым и покрытым морщинами. Они сделали вывод, что главный герой свёл счеты с жизнью. Он стал настолько уродливым и постаревшим, что его смогли узнать только по кольцам на руках. Портрет же обрёл первоначальную молодость и красоту.
Смысл романа Уайльда
Произведение Оскара Уайльда отличается удивительной разноплановостью и многогранностью. В нём поднято много важных тем и проблем, но смысл романа, прежде всего, заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько важным является внутреннее содержание человека, которое далеко не всегда может соответствовать внешности. Как бы ни был идеален человек внешне, красота его лица и тела не сможет скрыть уродство души, отсутствие нравственных качеств, порочность мыслей и поступков. Если человек изнутри не светится любовью, добротой, милосердием, никакая внешняя привлекательность не спасёт его.
Также писатель хотел продемонстрировать, что истинное искусство существует вне времени, оно вечно. Художник Бэзил не побоялся до конца отстаивать свои жизненные принципы. Он отдал жизнь за свою преданность идеалам, однако его полотно осталось жить, прославляя красоту натурщика. Изображенный на холсте юноша завораживает своей молодостью, свежестью, красотой. Но на деле он, решив истратить все свои силы на призрачные удовольствия, давно мёртв. О его существовании напоминает лишь изображение, запечатлённое талантливым мастером.
Что нам хотел сказать автор
В предисловии к своей книге Оскар Уайльд собрал 25 афоризмов, которые во многом отражают его жизненные принципы. Вот лишь некоторые из них: "Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно - Красоту", "Раскрыть себя и утаить создателя - этого жаждет искусство", "Художник - творец прекрасного", "Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля", "Пороки и добродетели для творца - материал искусства". Несмотря на то, что писатель был сторонником эстетизма, в своём произведении он демонстрирует, насколько опасно разделять этические и эстетические признаки. Наслаждаться красотой можно, соблюдая мораль и не забывая о добродетели. Только так, гармонично соединив все важные составляющие бытия, можно остаться настоящим человеком.
Мораль произведения проста и понятна каждому - не стоит возводить на пьедестал внешние данные человека. Если он обладает красотой, это еще не говорит о том, что так же прекрасна и его душа. К сожалению, очень часто многие привлекательные люди, в полной мере осознающие свою красоту, зацикливаются на ней. Всё, что их волнует - лишь собственная внешность. Они не считают нужным духовно развиваться, быть интересными, добрыми, милосердными. Это происходит потому, что общество на первое место ставит красоту, но не внутреннюю составляющую человека.
Как следствие, на протяжении многих веков в социуме процветает культ красивых, но совершенно пустых и бессердечных людей, в то время как по-настоящему достойные люди незаслуженно пребывают в тени. Показная мишура, лицемерное следование общепринятым правилам являлись непременными атрибутами викторианской эпохи, в которой очень некомфортно чувствовал себя свободно мыслящий писатель.
В романе Уайльда слепое поклонение перед красотой становится причиной гибели двух прекрасных героев: юной талантливой актрисы, влюблённой в Дориана, и художника Бэзила, который был очень привязан к своему натурщику. Однако в произведении есть и третья жертва бездушной красоты - это сам Дориан Грей, сломавшийся под грузом собственных пороков. Таким образом писатель хочет донести до читателя, что бездумное преклонение перед красотой несёт в себе серьёзную опасность. Все герои были ослеплены ею настолько, что перестали трезво смотреть на жизнь и оценивать свои поступки. Подобная беспечность привела к весьма печальным последствиям: Сибилла кончает жизнь самоубийством, Дориан убивает Бэзила, а после умирает сам. Каждый из этих героев становится жертвой собственных идеалов - такова страшная цена ослепления. В стороне стоит лишь лорд Генри, который благодаря своему природному цинизму остаётся сильным и неуязвимым.
Разные проблемы романа
В романе "Портрет Дориана Грея" автор раскрывает проблему "прекрасного" и "уродливого". Это два полюса, которые необходимы человечеству для осмысления полной картины мира. К лагерю "прекрасного" следует отнести чистую, возвышенную любовь актрисы Сибилы, бескорыстную привязанность Бэзила к юноше, и, безусловно, самого героя в самом начале романа, когда он был не только красив, но чист и невинен. К "безобразному" же относится развращенная душа Дориана, которая с каждым новым приобретённым пороком черствеет, загнивает, теряя способность к милосердию и состраданию.
Проблема общества заключается в том, что оно не замечает тонкой грани между красотой и откровенным уродством, и преподносит внешнюю атрибутику на пьедестал, напрочь забывая о внутренней составляющей. О безобразных поступках Дориана становится известно в высшем обществе, однако никто из его окружения не отворачивается от него, более того: юношу по-прежнему продолжают любить и уважать, ведь внешне он совершенно не изменился, остался таким же красивым и очаровательным.
Истинным отражением души Дориана Грея является его потрет, который вбирает в себя все порочные и безнравственные стороны своего хозяина. Благодаря вмешательству мистических сил Дориан, несмотря на свой развратный образ жизни, по-прежнему остаётся молодым и привлекательным, в то время как полотно с его изображением демонстрирует, какой является расплата за весь этот соблазн. Таким образом Уайльд раскрывает проблему безнаказанности высшего общества: человек может вести абсолютно аморальный образ жизни, но при этом никогда не понесёт заслуженного наказания за свои проступки. Сам факт принадлежности к высшему сословию защищает такого человека от закона, а его безнравственное поведение никогда не будет предано на суд широкой общественности. Таким образом автор подвергает критике всю прогнившую систему викторианской Англии, долгое время закрывавшей глаза на преступления аристократии.
Тема искусства Уайльда
В данном произведении центральной является тема искусства, его силы и бессмертия. Этой теме писатель уделяет много внимания, вставляя её в диалоги главных героев, посвящая ей финал произведения. Человек умирает, но его портрет остаётся жить в веках - не в этом ли удивительная сила и власть настоящего искусства, способного пережить своего создателя, увековечить его имя и талант?
Кроме того, Оскар Уайльд поднимает такую важную для него тему как противостояние идей гедонизма и эстетизма. Гедонизм представляет собой этическое учение, проповедующее наслаждение как цель жизни человека, то, к чему он постоянно должен стремиться. В свою очередь, эстетизм - это учение, которое возводит в культ эстетические ценности, и учит любить и понимать искусство, всё изящное и прекрасное, сотворённое человеком. Ярким представителем эстетизма в произведении является Бэзил. Будучи талантливым художником, он всегда очень чутко реагировал на красоту. Для него искусство и красота были равнозначными понятиями, и он стремился увековечить красоту при помощи своего мастерства. Однако искреннее поклонение прекрасному погубило художника, который полностью доверился извращенному до нельзя Дориану.
В свою очередь, юноша представлял собой отменный образец гедониста, который ради очередной порции наслаждения был готов совершить самый низкий поступок. Его окрыляло чувство собственной безнаказанности и некоей избранности, поскольку он обладал даром вечной молодости и красоты. Вот только подобный образ жизни не сделал Дориана по-настоящему счастливым. Осознав, что вся его жизнь была лишь иллюзией, юноша начал жалеть об утраченной невинности своей души, но было уже слишком поздно: его истерзанная, растоптанная пороками душа уже не могла нести в этот мир любовь и сострадание.