Найти тему
Мурманский вестник

Дягилев - это не только о балете

У многих из нас имя Сергея Дягилева ассоциируется с балетом и Русскими сезонами в Париже. Однако круг интересов этого человека был гораздо шире, распространялся на многие виды искусства. Да и первые Русские сезоны познакомили французскую публику не с балетом, а с живописью и архитектурой.

Яркий импресарио

Об этой стороне увлеченности известного импресарио северяне и гости региона могут узнать, придя в Культурно-выставочный центр Русского музея. Там открылась экспозиция «Сергей Дягилев и его окружение». В зале представлены предметы из фондового собрания Государственного Русского музея.

- Стало доброй традицией представлять жителям Мурманска и области классическое изобразительное искусство из главных музеев нашей страны, - отметил и. о. министра культуры Тимур Давлетшин на торжественном открытии экспозиции. - За четыре года работы Культурно-выставочного центра, отдела областного художественного музея, с успехом прошли четыре выставки из собрания Русского музея. Их посетили более 35 тысяч жителей и гостей города. Уверен, и данная экспозиция вызовет живой отклик у постоянных посетителей, молодого поколения, а также заинтересует художников и студентов профильных специальностей.

- Дружба и сотрудничество наших музеев длятся уже более десяти лет. Для нас это очень важно и почетно: в первую очередь потому, что благодаря этому северяне могут увидеть потрясающие произведения искусства из фондового собрания крупнейшего в мире музея русского искусства. Ну и, конечно же, такое сотрудничество приятно, ведь не каждый музей в стране может похвастаться подобным, - сказала заместитель директора областного художественного музея Ирина Костянова.

- Мы являем публике потрясающую экспозицию. Для этого затратили много сил и надеемся, что выставка вызовет у вас положительные эмоции, - взял слово начальник выставочного отдела Русского музея Денис Селянин. - Сергей Дягилев был ярким представителем профессии импресарио. Ему удалось организовать немало передвижных экспозиций, познакомить жителей других стран с творчеством русских художников и в то же время сделать так, чтобы наши авторы увидели произведения своих коллег. В зале представлены плоды творчества современников этого великого человека.

Талант организатора

А современники были не менее велики. Достаточно бегло провести глазами по подписям к картинам: Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, Александр Бенуа, Лев Бакст, Иосиф Браз, Анна Остроумова-Лебедева, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин... Что ни имя - то легенда и настоящий бриллиант в ожерелье русского искусства.

- Это современники и друзья, с которыми он сотрудничал и, собственно, явил миру, - рассказал Денис Селянин. - Откуда у Дягилева такая тяга к искусству? Все началось с детства. Он родился в деревне Селищи Новгородской губернии в семье офицера и потомственного дворянина Павла Дягилева. Затем семья переехала в Пермь. Дом будущего импресарио украшали гравюры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, на книжных полках стояли каталоги главных европейских музеев. В семье устраивали литературные и музыкальные вечера - их дом был центром культурной жизни Перми. Затем Сергей Дягилев переезжает в Петербург, где одновременно учится на юридическом факультете и в консерватории под руководством Николая Римского-Корсакова. Однако ни одно из этих направлений его не привлекло, и он погрузился в художественную жизнь, понял, что организовывать выставки гораздо интереснее.

-2

Первую экспозицию он открыл в Таврическом саду. На ней были представлены произведения московской и итальянской школы живописи. Талант переговорщика начал раскрываться все сильнее. Молодого и активного Дягилева заметили, его поддержали меценаты Мария Тенишева и Савва Мамонтов, царствующие особы.

- При их помощи он организовывал выставки в Российской империи, выехал за рубеж, - продолжил Денис Селянин. - Войдя в светское общество Парижа, Дягилев понял, что за границей не могли и представить, что существует русское искусство. И решил изменить ситуацию, ведь внутри страны, как он считал, уже добился всего.

Русские сезоны

Первым Русским сезоном стала выставка «Два века русской живописи и скульптуры», открывшаяся в Париже в 1906 году. Для этого Дягилев арендовал 10 залов, в которых были представлены работы Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Алексея Венецианова, Николая Рериха, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Льва Бакста, Александра Бенуа и других.

В следующем году Дягилев решил удивить парижан нашей музыкой и организовал серию из пяти «Исторических русских концертов». Со сцены Гранд-опера звучали произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Скрябина. Новый год - новый сезон. В 1908-м жители и гости французской столицы увидели оперу Мусоргского «Борис Годунов».

А в четвертом сезоне Дягилев решил удивить европейцев русским балетом. К слову, в зале Культурно-выставочного центра посетители могут увидеть эскизы Александра Бенуа - декораций ко второй картине балета «Павильон Армиды» и костюмов для балета «Петрушка».

Произведения из коллекции Государственного Русского музея разместились в большом зале. Они приехали к нам в специальной машине с вооруженным сопровождением. Картины находились в климатических ящиках. Некоторые из них давно не появлялись на публике, поэтому с ними провели подготовительные работы, и сейчас они сияют в мурманском зале. Одна из таких - картина Анны Остроумовой-Лебедевой «Девочки среди подсолнухов». Кстати, портрет самой художницы кисти Филиппа Малявина также можно увидеть на выставке.

В рамках работы выставки посетителям будут предложены экскурсии, мероприятия и акции для разных возрастов. Увидеть экспозицию можно до 21 ноября.

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.09.2021