Найти тему
Мысли вслух

Новые KPI в Wildberries вызвали забастовку

Оглавление

Сотрудники крупнейшего онлайн-магазина Wildberries объявили забастовку из-за новых правил оплаты труда. 15 сентября в интернете появилась петиция работников некоторых пунктов выдачи заказов с требованием доплатить им зарплату. Они утверждали, что по итогам августа некоторые сотрудники недополучили от 10 тыс. руб. до 40 тыс. руб. из-за обновленных правил мотивации менеджеров. Работники грозились продолжить забастовку, если компания не пойдет на их уступки.

В комментариях под петицией, которая появилась 15 сентября на сайте change.org, люди рассказывали, как тяжело им работается в пунктах выдачи. Сотрудникам приходится трудиться по 16 часов, причем не только выдавать заказы и принимать возвраты, но еще и следить за чистотой, объяснять клиентам, как правильно сдавать товары. И когда некоторые из них недосчитались нескольких десятков тысяч рублей, дошло до бойкота. За несколько часов петицию подписали около 2 тыс. человек.

Компания отреагировала вечером. Как пояснил представитель онлайн-ритейлера Валерий Прокопьев, проблема возникла из-за новых правил оценки эффективности работников. Но трудности, по его словам, коснулись небольшого количества сотрудников, которым в компании обещали помочь: «Этим летом были введены новые KPI (Английская аббревиатура от “key performance indicators”, по-русски именуется как КПЭ – ключевые показатели (иногда – параметры) эффективности) в компании. В результате доход сотрудников точек выдачи стал выше примерно на 5-10%, так как новые KPI учитывают вклад каждого сотрудника. Около 90% работников получили повышенный доход за август. Доход 10% сотрудников оказался меньше. Мы находимся в диалоге с нашими коллегами, разъясняем им новый KPI. Во время переходного периода сотрудникам будет произведена доплата до их среднего дохода уже в ближайшее время».

Случай с работниками Wildberries не первый в России, когда персонал вынужден объявлять забастовки из-за новых правил начисления зарплаты. Летом 2020 года забастовку объявили курьеры сервиса доставки еды Delivery Club. Тогда компания ввела систему штрафов для доставщиков, которые часто отказываются от заказов. В итоге некоторые из курьеров оказались еще и должны сервису. По оценкам профсоюза, Delivery Club недоплатил порядка 26 млн руб., и речь шла примерно про 300 человек.

Вот что говорили тогда сами курьеры: «Постоянно обещают, что заплатят на этой неделе, потом сроки переносят на следующую. Так продолжается уже два месяца. У людей нет денег на еду. На эти пустые слова в магазине ничего не купишь. Нам нужные реальные деньги, которые мы зарабатывали потом и кровью. Вы говорите, неделя, но меня через неделю будут выгонять из дома, и тогда я приду жить в ваш офис».

В итоге через несколько дней после объявления забастовки курьеры пришли к офису Mail.ru Group, которой принадлежит сервис, и устроили там стихийную акцию. В компании тогда тоже пошли на уступки сотрудникам, пообещали доплатить и пояснили, что просрочку допустила фирма-партнер, с которой организация должна была расторгнуть договор.

Тем не менее на разрешение этого конфликта потребовалось несколько дней. А в случае с Wildberries ответ последовал молниеносно, обращает внимание гендиректор агентства PRT Edelman Глеб Сахрай. По его словам, если бы компания промедлила, то потери могли быть не только имиджевыми: «Сейчас много говорят о том, что роботы заменят курьеров, сотрудников на складах, но случится все это очень нескоро.

Поэтому несколько дней назад, например, даже Amazon, который славится своей жесткостью, выделил $2 млрд на то, чтобы бесплатно учить своих сотрудников. Чем быстрее реакция, тем меньше потери. И потери выражаются не с точки зрения имиджа, а именно из-за ухода, увольнения сотрудников с данных позиций».

Впрочем, судя по комментариям под петицией, не всех сотрудников устроило заявление Wildberries. Пользователи отмечают, что на самом деле пострадавших гораздо больше, чем заявленные 10%, и призывают ритейлера не просто доплатить им, но и пересмотреть новые KPI из-за которых, по их словам, теперь самый загруженный и популярный у клиентов пункт считается неэффективным. К слову, в случае с Delivery Club, после, казалось бы, разрешения конфликта, через пару месяцев курьеры вновь стали жаловаться на недостачу. Не исключено, что и с Wildberries история на этом не закончится.

В современном мире наверное уже мало кого удивишь таким подходом. KPI вводятся везде, даже там, где, казалось бы, в этом нет никакого смысла. Не смотря на то, что этот показатель действительно может показать степень вовлеченности и качества работы в рабочие процессы работника, зачастую он не показывает ничего ровным счетом. Я лично не раз видел ситуации, когда данный показатель во многом зависел не от самого работника, а от работы других людей, отделов или предприятия в целом. Например, отделу продаж поставили план, с которым он не справился (бывает нередко, когда начальство неоправданно требует постоянного роста) - из-за этого снижается KPI отдела продаж и всего предприятия. Хорошо, допустим отдел продаж не справился с выполнением плана, остальные-то при чем? Как могут на выполнение плана отдела продаж повлиять отдел ИТ, электрики, уборщицы и т.д.? Надо ли говорить, что у руководства этот показатель никоим образом не связан с показателями подчиненных и показателями предприятия?

Самое интересное тут еще и в том, что KPI сделан таким образом, что работнику могут недоплатить за недостижение показателей, могут оштрафовать за погоду в январе, но никогда не будут платить больше, сколько бы работник не перерабатывал.

На мой взгляд, показатели эффективности работы конкретных работников или подразделений должны учитывать исключительно работу непосредственно этих работников и подразделений, никоим образом не касаясь работы других работников или подразделений. Примечательна система мотивации от Генри Форда : ремонтники сидели в своей комнате, ничего не делая, а на стене было табло, где шло время. Как только поступал сигнал об аварии, часы останавливались и отсчет возобновлялся только после устранения аварии, когда ремонтники снова собирались в комнате. От этого времени зависела зарплата - чем больше времени они сидели в комнате, тем выше была их зарплата. Таким образом, ремонтники были непосредственно заинтересованы в наиболее быстром и качественном ремонте. Таким методом были достигнуты минимальные простои производства из-за поломок.

Напоследок несколько афоризмов:

  • Самый длинный конец — у рабочего дня. (Николай Владимирович Фоменко)
  • Женщинам карьера дается труднее, ведь у них нет жены, которая толкала бы их вперед. (Янина Ипохорская)
  • Как лекарство от беспокойства, работа лучше, чем виски. (Томас Эдисон)
  • В моей жизни не было ни одного дня рутинной работы. Одна сплошная забава. (Томас Эдисон)
  • Мы думаем, что в основном мы смотрим телевизор для того, чтобы мозг отдохнул и мы работаем за компьютером, когда хотим включить извилины. (Стив Джобс )
  • Я твердо верю в удачу. И я заметил: чем больше я работаю, тем я удачливее. (Томас Джефферсон )
  • Лучше пузо от пива, чем горб от работы. (Николай Владимирович Фоменко)
  • Не тот убог, у кого нет ничего, а тот, кто не работает. (Шарль Луи де Монтескьё )
  • Никогда не делайте сами то, что за вас могут сделать другие. (Агата Кристи)
  • Только опыт и незаметный каждодневный труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное. (Винсент Ван Гог)
  • Большинство людей жаждут работать дольше, чем могут, и сама старость лишь оттого им в тягость, что не позволяет работать. (Луций Анней Сенека)

Это всего лишь мои мысли вслух.

Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях! Чем больше лайков, тем чаще эта статья будет попадать в ленты рекомендаций другим пользователям.

Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение или хотите что-то добавить, поделитесь этим в комментариях.

Возможно, Вам будут интересны другие мои статьи: