Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Развитие обоняния у ребёнка - ещё один "ключик" к коррекции аутизма и сенсорной алалии

У детей с аутизмом часто встречаются разнообразные сенсорные нарушения. Одной из наиболее частых проблем (настолько частых, что раньше это даже был диагностический критерий) является переборчивость в еде. Немного о том, что за ней может стоять и как можно решить эту проблему, я уже писала здесь. Сегодня же я хочу поднять родственную тему, которая тоже может быть причиной избирательного пищевого поведения - проблемное восприятие обоняния у таких детей и расстройство вкуса в связи с ним.

Повышенная чувствительность к запахам, приводит к тому, что ребёнок отказывается или с подозрением относится ко всему, что по мнению его мозга неприятно пахнет, а так может пахнуть почти всё. На первый план в таком случае могут выходить сторонние показатели "качества" пищи: консистенция, цвет, тактильные ощущения. То есть, видим типичную избирательность в еде.

А в плане пониженной обонятельной чувствительности существует небольшое, но небезынтересное исследование, показывающее, что некоторые аутисты толком не отличают запахи и могут с одинаковым успехом нюхать тухлую рыбу и цветущую розу. И да, это большая проблема - они могут не замечать запах газа, краски и надышаться ими до отравления, могут съесть что-то ядовитое.

Вышеперечисленное уже само по себе довольно серьёзная проблема, однако только этим дело не заканчивается. Дисфункция обонятельных и, как следствие, вкусовых ощущений может становиться препятствием на пути компенсации типовых симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) и сенсорной алалии (когда ребёнок не понимает речь).

Центральный анализатор вкуса у нас находится в глубине височной доли (43 поле по Бродману) - весьма близко к областям понимания речи ( это 41, 42 и 22 поля). Анализатор запаха достаточно древний и находится в глубине мозга (поле 11 в лобной доле и поле 28 в височной доле в области парагиппокампальной извилины).

По картинке это не понятно, но парагиппокампальная извилина окружает гиппокамп (мозговой центр памяти). Она играет большую роль в формировании памяти, в том числе речевой, улавливает сарказм и тональные характеристики речи, а наряду с веретенообразной извилиной помогает распознавать лица.

Кроме того, парагиппокампальная извилина является своеобразными "воротами" в хранилище памяти. От того, насколько хорошо работают эти "ворота", зависит скорость оперирования опытом и наша приспособляемость к изменчивости окружающей среды: будем мы тормозить и долго думать, когда нам что-то скажут или нормально отвечать, вспомним предыдущий опыт и не захотим чего-то повторять или побежим по граблям, сориентируемся ли в нестандартной ситуации, быстро придумав решение, вспомнив схожую ситуацию или впадём в ступор/истерику и т.д.

Все эти адаптационные проблемы довольно типичны для нарушений развития, но их можно хотя бы частично прорабатывать воздействием на обонятельный анализатор. Его развитие будет способствовать и улучшению работы парагиппокампальной извилины, что повлечёт за собой улучшение приспособляемости, памяти, в том числе речевой. Кроме того, обоняние усиливает развитие вкусового восприятия, центр которого находится в непосредственной близости от слухового анализатора и может косвенно воздействовать и на него.

Что можно использовать для развития обоняния?

Задания ниже предназначены для детей от 3 лет и располагаются от простого к сложному. Первая тройка не требует наличия речи у ребёнка.

  • Лепка из ароматического теста

В тесто для лепки, неважно покупное или самодельное, добавляется немного ароматического масла или пищевого ароматизатора. Количество регулируется в зависимости от ребёнка (его гипо- или гиперчувствительности). Далее лепим, что хотим.

Цель этого занятия - мягкая стимуляция обоняния. К слову, также можно поступить с красками, песком, играми в воде в ванной, если ребёнок не воспринимает тесто.

  • Искать коробочки/баночки с одинаковым запахом

Требуются любые доступные вам ёмкости: спичечные коробки, яйца из-под киндеров, баночки, флакончики и др. В каждые две ёмкости нужно положить на ночь продукт с сильным запахом (например, чеснок, лимон, корицу), а перед занятием убрать его оттуда.

Ребёнку предлагается по запаху отыскать ёмкости с одинаковым запахом.

  • Подобрать аромат к картинке

Делаем пахучие ёмкости по тому же принципу, что и выше, но теперь от малыша требуется понюхать запах и подобрать подходящую картинку. Например, унюхал запах лука - показал на карточку с луковицей.

Для речевых детей можно усложнить процесс, чтобы попутно прорабатывать другие моменты:

  • Даём понюхать что-либо и просим описать запах;

или

  • Вы описываете запах, а ребенок среди баночек ищет тот, что больше всего соответствует, например, вы говорите: "Кислый, жёлтый, овальный" - малышу надо найти и предъявить запах лимона.
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Оба упражнения вместе с обонянием помогают воздействовать на речь (работа с описанием), память (нужно припоминать слова, ассоциации) и интеллект - прокачиваются такие мыслительные операции, как анализ (выделение отдельных свойств) и синтез (сборка общей картинки из обрывочных данных).

Кроме того, для всех детей могут быть полезны такие вещи, как:

  • Дыхательная гимнастика

Ребёнку нужно 3-5 раз медленно глубоко вдохнуть (обязательно носом) и выдохнуть. Этот приём позволяет укреплять носовые ходы, включает в работу поясную извилину (она довольно тесно связана с парагиппокампальной). Поясная извилина помогает нам лучше контролировать себя и принимать более взвешенные решения.

Если выдох будет выполняться ртом, параллельно поработаете с речевым дыханием, что особенно полезно тараторящим детям, которые "глотают" окончания слов.

  • Ароматерапия

С диффузором или аромалампой. Поначалу лучше ароматизировать помещение совсем по чуть-чуть, чтобы отследить реакцию ребёнка.

Имейте ввиду, что для разных детей предпочтительны разные запахи. Например, цитрусовые запахи и бергамот тонизируют нервную систему. Они прекрасно подходят медлительным, замкнутым ребятам, которым сложно переключаться, но из гиперактивных сделают ураган. СДВГшкам нужны другие запахи, такие, как лаванда, мята и мелисса. Они могут помочь притушить излишнюю активность и успокоить ребёнка.

Несистемно, так сказать "на ходу", нюх тоже можно развивать. К слову, это часто делают и сами дети, навязчиво обнюхивая предметы. Не стоит запрещать это делать, если это безопасно и не выходит за рамки социально приемлемых норм.

Ну а напоследок отмечу очевидный, но важный момент: лучше не проводить подобные занятия с ребенком 7-10 дней после насморка из-за временного ослабления обоняния.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)