Как известно, в 1941 году Гитлер и его ближайшее окружение серьезно недооценили «живучесть» Советского Союза, способность этого государства к сопротивлению. Несмотря на отступления и неудачи, Красная армия не была полностью разгромлена. Расчет на «колосса на глиняных ногах» тоже во многом рухнул: оккупанты очень быстро показали свое лицо, партизанское движение лишь нарастало. Решения советского руководства (например, перенос промышленности далеко на восток) сделали быстрое для вермахта окончание войны невозможным.
Некоторые генералы вермахта видели решение проблемы в наборе «помощников» из местных жителей или из числа военнопленных. Однако, верхушка Рейха (в частности, Гитлер и Гиммлер) почти до самого конца запрещала создание крупных полноценных частей из «русских». Потому что а) они могут перейти на сторону Красной армии и б) планы по колонизации России изначально не предполагали вооруженных частей из «местных».
Возникает закономерный вопрос: а как же «власовцы»? А так, что до второй половины 1944 года это был скорее «пропагандистский проект». Реальной армии не существовало, были отдельные отряды, при помощи которых немцы пытались бороться с партизанами и выполнять руками «местных» грязную работу.
Немецкая пропаганда попыталась сделать то, что не сумели «провернуть» генералы вермахта со своим блицкригом. А именно: а) морально «развалить» Красную армию и б) заставить советских людей воевать друг с другом. При этом, ни в коем случае не отменять планы по колонизации территорий СССР.
«Речь шла о грандиозной пропагандистской операции, призванной заставить народы Советского Союза проливать пот и кровь ради победы германского рейха. Именно эту цель преследовала начатая службой пропаганды вермахта акция, ключевой фигурой в которой стал генерал-лейтенант А.А. Власов...» (с) А.В. Окороков. Особый фронт. Немецкая пропаганда на Восточном фронте в годы Второй мировой войны.
И действительно, почти до самого конца войны Власов занимался тем, что подписывал мифические «воззвания». Листовки, призывавшие советских солдат сдаваться в плен. Один из примеров — так называемая «Смоленская декларация», в которой населению обещали «почетный мир» и «Россию без большевиков и капиталистов». Ещё одна листовка звучала ещё ярче — «Товарищам командирам и советской интеллигенции».
Важным в этой истории было то, что немцы к самому Власову относились скептически, никаких гарантий ему не давали, а на всю эту пропагандистскую кампанию смотрели именно как на пропагандистскую кампанию. Потому и подразделения коллаборационистов были небольшими, разбрасывались по всему фронту. И очень часто расформировывались, ввиду того, что многие «власовцы» просто-напросто переходили на сторону партизан.
Так, в ноябре 1943 года была расформирована бригада РОА, просуществовавшая всего несколько месяцев. Немцы опасались, что личный состав этой части взбунтуется. Так что первые крупные части «власовцев» — это ноябрь 1944 года.
А первые бои таких коллаборационистов с крупными частями Красной армии — это вообще уже начало 1945 года. Еще летом 1943 года Гитлер лично «объяснил на пальцах» своему окружению, что говорить и обещать что-то для своей выгоды — это одно, выполнять тактические пропагандистские обещания — это совсем другое (Совещание в ставке Гитлера, Бергхоф).
Вот как описывает свои ощущения в период роспуска власовской бригады Л.А. Самутин:
«Разочарование, уныние и тревога охватили людей, ибо бесперспективность такого поворота событий ясна была каждому без дополнительных разъяснений. Ничего хорошего наше будущее нам не сулило. От весенних надежд на формирование русских самостоятельных военных сил не осталось и следа...» (с) Л.А. Самутин. Я был власовцем.
Зато в 1943 — 1944 годах работала «Дабендорфская школа РОА», а точнее — «Отдел восточной пропаганды особого назначения», в котором готовили именно что профессиональных пропагандистов.
В 1944 году немцы попытались остановить советское наступление, используя этих власовских пропагандистов (Операция «Скорпион Восток»), но какого-то заметного успеха не добились. Последняя попытка как-то использовать власовцев в своих целых — создание КОНР («Комитет освобождения народов России»).
Разумеется, произошло это с согласия Генриха Гиммлера, который к 1945 году слегка «передумал» и пытался вовлечь в войну с СССР как можно большее количество людей.
Потому мне всегда казались странными разговоры о «третьей силе» (вышедшие прямиком из мемуаров власовцев и курировавших проект нацистов). Тавтология, конечно (извините), но чтобы быть «третьей силой», надо быть силой. А не пропагандистским проектом, который целиком и полностью зависел от воли немцев...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.