Мир Средневековья был рад далеко не каждому приезжему. Пусть даже он прибыл из соседней области.
Переезды и перемещения по Западной Европе той эпохи не были чем-то нереальным. Во многом универсальность общественных моделей давала возможность легко интегрироваться, скажем, в свободолюбивую городскую среду. Но средневековый Запад был рад далеко не каждому приезжему. Пусть даже он прибыл из соседней области: человек не мог всецело рассчитывать на защиту своих интересов законом.
Жизнь в Средневековье: категории «чужих»
Чужаки, иностранцы, пришельцы из другого мира — кем они были в глазах местного населения обычного средневекового города? Идентификация происходила на уровне: «я — тутошний, а ты — чужой». Безусловно, существовала градация незнакомого населения.
Далеко не все приезжие раскрывали истинные мотивы своего появления в новом месте, а также без охоты говорили о своем статусе. Главное — попасть в состав нужной корпорации, за членство в которой приходилось дорого платить. Цех мог дать профессию пришельцу. И отдельные предприимчивые господа сами искали встречи с такими «гостями»: ведь они охотно соглашались на любой труд взамен на свободный городской воздух.
Существовали и просто прохожие, которые надолго не задерживались. Как правило, самые мобильные категории населения средневекового Запада: странствующие монахи и проповедники, заплутавшие студенты или ваганты, и, конечно же, купцы. Реже встречались паломники и чиновники, которых перевели на новое место по долгу службы.
Культура Средневековья: была ли неприязнь?
Человечество с начала времён на биологическом уровне относилось к новому настороженно и воспринимало непривычное в штыки. Античность знала непонимание и недоверие ко всему чужому. Значение термина «варвар» претерпевало множество смысловых изменений: из бородатого и не умевшего внятно говорить, он фактически превратился в маргинала. Библейские сюжеты тоже изобиловали разделениями людей на избранных и остальных.
Всё же, если вольная городская среда принимала средневекового мигранта, то для него существовали особые формы контроля: более высокие штрафы за нарушения, а также конфискация имущества по факту кончины. На деле — полное отсутствие хотя бы каких-то зачатков социальной защиты. XV век для Западной Европы стал началом формирования прообразов централизованного государства и национальной идентичности. Безусловно, это не могло не отразиться на положении приезжих. Человек должен был служить государю и подчиниться всем общим законам либо уходить с насиженного места.
Всё это относилось, конечно же, к христианскому миру. Отношение к представителям других миров, в соответствии с наставлениями церковных светил, было негативным. Элита могла себе позволить приобщиться к другой культуре: император Фридрих II Гогенштауфен восхищался восточной литературой, Петр Достопочтенный занимался в XII веке переводом Корана и т. д. Образованные и богатые слои населения обращались к опыту Авиценны или Аверроэса. Простой люд довольствовался официальной позицией церкви: неверные, мавры и сарацины — порождение тёмной силы и дьявола.
Отдельные группы мусульман, проживавшие в Испании на протяжении Реконкисты XII-XIV веков — мудехары, чувствовали себя вполне сносно. Оставшиеся под властью христианских государей, они не утратили свой язык, культуру и религию. Мудехары подлежали изоляции: они носили отличительную одежду и за покорность могли рассчитывать на относительную автономность своей деятельности. В торговле и ремесле испанские мусульмане не были ущемленными.
Народ Исаака и Авраама находился, в данном случае, на особом положении. Хорошо организованная и сплоченная еврейская община в глазах европейцев всегда балансировала на грани. С IV по X век взаимоотношения между социумом Западной Европы и представителями общины можно назвать безмятежными. Никаких попыток обращения в христианство и изоляции евреев местными элитами и церковью не предпринималось. Но уже начиная с XI века аристократия, церковь и массы видят в представителях общины врагов, которые выкачивают деньги и богатства из родной земли. Такие изменения были связаны с подъёмом могущества Папской курии и королевской власти, а также с деятельностью фанатичных проповедников.
Тем не менее до IX века представители общины могли занимать массу важных придворных постов в Испании. Доходные предприятия и прибыльные компании Европы развивались евреями. Со временем под натиском церковной организации они были вытеснены и взяли на себя посредническую деятельность. Для простого народа с XI века евреи оставались вне закона и обвинялись во всех страшных грехах.