Может показаться, что археология – «немая» наука. Что она изучает внешний вид и форму объектов, но не их звуки. Но это не так! В 2003 г. в археологии появился новый раздел – археоакустика, или акустическая археология. Она изучает акустические особенности памятников старины и древней архитектуры.
Всё началось с пещер…
Почти две тысячи лет назад грек Павсаний, ученый и писатель, рассказывал про камень в Мегаре. Ударив по нему, можно было услышать музыкальный звук. Павсанию он напомнил лиру. Сегодня подобные «музыкальные» камни находят повсеместно, нередко – в пещерах.
В Испании и Франции встречаются пещеры, где сталактиты и сталагмиты звучат как колокола. Интересно, что на многих из них видны следы от ударов или есть рисунки.
Ученые полагают, что наши предки использовали необычную акустику пещер в ритуалах. Профессор Парижского университета Егор Резников нашел в одной из французских пещер фреску с изображением бизонов, которую можно «озвучить». Если крикнуть, стоя рядом с рисунком, эхо превратит голос в подобие бизоньего рева. Резников предположил, что колеблющийся свет факелов создавал иллюзию движения картинок, а эхо добавляло звуковой эффект. Всё вместе производило на древних людей глубокое впечатление.
На стенах других пещер археологи обнаружили точки, отмечающие места со странной акустикой. Интересно, что в подобных пещерах находят древние музыкальные инструменты, то есть человек пытался сочетать свою музыку с природной.
Читайте – «Поющие пещеры: красота и ужас пещерных звуков».
Любимые объекты археоакустиков
Один из наиболее известных памятников «звучащей» архитектуры – Стоунхендж. Английские археоакустики выяснили, что расположение камней позволяет фокусировать звук во внутреннем кольце, где раньше собиралась толпа. Они обнаружили точки, в которых когда-то размещались музыканты и жрецы. В этих местах была особая акустика, усиливающая голоса и звуки музыкальных инструментов. Так что их могли слышать все собравшиеся.
На острове Мальта находится гипогей (то есть подземный храм) Хал-Сафлиени, который использовался для погребения и ритуальных обрядов. Уникальная акустика его помещений помогала жрецам войти в транс. По рассказам тех, кому довелось побывать в гипогее, ощущения – будто ты стоишь внутри огромного колокола. При звуках определенной частоты возникает вибрация, которую человек ощущает всем телом.
В так называемой Комнате оракула слова, произнесенные низким голосом, вызывают резонанс на частоте 110 Гц. Ученые из Университетов Триеста и Сиены выяснили, что при такой частоте языковой центр мозга временно «отключается». Зато активнее работают его участки, ответственные за эмоции. Это было необходимо для создания особой атмосферы.
Аналогичное открытие сделали исследователи гробниц в ирландском графстве Мит. Исследователи установили в подземных камерах громкоговорители и опытным путем подобрали частоту, вызывавшую наибольший резонанс. Независимо от формы и площади, камеры резонировали на 95–112 Гц. Эти частоты соответствуют мужскому баритону.
Но зачем такой эффект в погребальной камере? Исследователи предположили, что погребение сопровождалось ритуальными песнопениями. Голос многократно усиливался, и это создавало эффект «потустороннего» присутствия.
Шотландская гробница Кэмстер-Раунд тоже резонирует, но на более низкой частоте, 4-5 Гц. Это ниже предела слышимости, и ученые были озадачены: зачем создавать помещение для ритуальных песнопений, если эффект незаметен? Позже они выяснили: камера Кэмстер-Раунд была рассчитана не на человеческий голос, а на бой барабанов. При игре на барабанах со скоростью 4 удара/с исследователи почувствовали, как у них меняются пульс и дыхание. Частота 4-5 Гц совпала с частотой, на которой резонирует тело взрослого человека.
Есть необычное «археоакустическое» строение и в Южной Америке — пирамида Кукулькана. Если хлопнуть в ладоши, стоя у подножья, она защебечет как птица. Подробнее о пирамиде читайте на нашем канале.