Найти тему
sarajicastico

Гэтсби - человек, который сделал себя сам

В романе «Великий Гэтсби» Фицджеральд ярко раскрывается феномен «американской мечты», который является одним из основополагающих понятий всей американской истории. В образе главного героя Джея Гэтсби писателю удалось одновременно добиться удивительной гармонии в описании привлекательности мечты и неминуемого ее краха. Фицджеральд хотел назвать свой роман «Среди миллионеров и свалок». В этом названии выражены главные мотивы произведения — противопоставление огромных материальных богатств и духовного опустошения тех, кто ими владеет.

Также, еще одно из названий «Трималхион из Уэст-Эгга». Для полного понимания, советую ознакомиться, кто же такой Трималхион, потому что нельзя отрицать поразительную схожесть героев, как минимум в их богатстве и любви к роскоши. Но различие персонажей можно найти в вычурности и пафосе Тримальхиона, которыми главный герой романа Фицджеральда особо не страдает. Однако, Фицджеральд отказался от этого названия, сделав выбор в пользу «Великий Гэтсби» - название, которое, по моему мнению больше подходит к роману, так как уже показывает ироничное отношение писателя к своему герою. Называя Гэтсби «великим» автор показывает, что таковым его не считает – он отмечает незаурядность героя, но насмешлив к его пустым гонениям за богатством и не стоящей того женщиной.

Для начала стоит понять, что же такое метод «двойного видения» - это приём своеобразного совмещения противоположностей, контраста, который раскрывается по ходу действий. В этом весь Джей Гэтсби. Именно его упорные, но напрасные цели привели его к трагедии. Гэтсби зарабатывал состояние, большая половина которого ему не нужна, растрачивал его на людей, которые ему неинтересны, был влюблен в женщину, в которой ему нравился созданный им же идеализированный образ и ее положение в обществе, а также легкое отношение к своему статусу, чем не мог похвастаться сам герой.

Учитывая, что Гэтсби вырос в небогатой семье, можно понять его «поклонение мишурной красоте»; он с юности стремился к ней, развивая речь, осанку, читая для общего развития. Однако, такое детство все же наложило определенный отпечаток на судьбе героя – он остался простым и застенчивым мужчиной, что не особо сказывалась на его роли богатого человека и любителя устраивать вечеринки. Отсюда и взялась двойственность: ему приходилось поддерживать свою репутацию, пускай и получалось это достаточно неубедительно, что наталкивало любителей посплетничать на новые домыслы о его жизни.

Великий Гэтсби 2013
Великий Гэтсби 2013

При первом диалоге с Гэтсби, Ник заметил его двойственность: как резко изменился герой, когда улыбка пропала с его лица, показывая его всего лишь уже немолодым мужчиной, который изо всех сил пытается показать свою принадлежность к высшему обществу, однако, так и не сумевший искоренить в себе того, кем он является на самом деле:

«Он улыбнулся мне ласково, — нет, гораздо больше, чем ласково. Такую улыбку, полную неиссякаемой ободряющей силы, удается встретить четыре, ну — пять раз в жизни. Какое-то мгновение она, кажется, вбирает в себя всю полноту внешнего мира, потом, словно повинуясь неотвратимому выбору, сосредоточивается на вас. И вы чувствуете, что вас понимают ровно настолько, насколько вам угодно быть понятым, верят в вас в той мере, в какой вы в себя верите сами, и безусловно видят вас именно таким, каким вы больше всего хотели бы казаться. Но тут улыбка исчезла — и передо мною был просто расфранченный хлыщ, лет тридцати с небольшим, отличающийся почти смехотворным пристрастием к изысканным оборотам речи. Это пристрастие, это старание тщательно подбирать слова в разговоре я заметил в нем еще до того, как узнал, кто он такой.»

  Гэтсби олицетворяет себя худшим проявлением «эпохи джаза», человеком, который многого достиг, но все равно старается угодить всем и каждому. Одет он ярко и безвкусно, речь то наполнена пафосом и напускной изысканностью, то скатывается до жаргонных словечек. В этом плане Гэтсби очень сильно напоминает Миртл Уилсон: они оба пытаются строить из себя тех, кем не являются.

Вечеринки у героя такие же, как и он сам – они изобилуют роскошью и праздностью, однако все великолепие растрачивается, когда показывают список гостей, которого по сути нет. К Гэтсби съезжаются все, кто хочет, не утруждая себя в приглашении или хотя бы знакомстве с хозяином. Гостей нельзя назвать светским обществом, большинство из них такие же как и сам Джей – простые люди, добившиеся успеха, но не сумевшие измениться внутренне.

Гэтсби увидел Дэйзи еще когда служил офицером: его поразила ее беззаботность и веселость, а также, как я уже упоминала ранее, ее истинная, воспитанная с рождения, а потому и настоящая, принадлежность к высшему обществу. За годы их разлуки воспоминания о девушке превратились для героя в образ, далекий, но желанный, такой же как и зелёный свет сигнального маяка.

В самой Дэйзи тоже заметен этот принцип двойного видения: видно это в сцене душевного разговора с Ником – она пытается казаться «многоопытной и разочарованной», дабы «доказать своё право на принадлежность к привилегированному тайному обществу, к которому принадлежал и Том».Однако, на самом деле Дэйзи «хорошенькая дурочка», которых в то время было избыток – они все знали, что необходимо, чтобы обеспечить себе долгую и спокойную жизнь. Что знала и сама Дэйзи – она вышла замуж за Тома не от большой любви, потому что ожидание Гэтсби не могло гарантированно ей сулить никаких благ. Но юная влюбленность, коей были окрылены и Джей, и Дэйзи, не смогла исчезнуть. Но Дэйзи все равно предпочла уже стабильное комфортное существование, пусть и не совсем счастливое – тот же выбор, что она также сделала много лет назад.

Великий Гэтсби 2013
Великий Гэтсби 2013

Таким образом, можно сделать вывод, что двойственность обоих героев исходит от давления общества в котором они существуют. Нельзя осудить Гэтсби, ровно также как и нельзя осудить Дэйзи за то, что они всевозможными путями пытаются построить своё счастье, совершая ошибки и не зная, чего они хотят. Судьба Джея оказалось невероятно трагична: все, к чему он стремился оказалось пустышкой, а смерть была глупой и невероятно неоправданной. Но нельзя сказать, что Дэйзи ждёт более счастливый финал: она осталась с мужем, которого не любит и который постоянно подвергает их брак испытаниями своими изменами.

Как считаете, если бы Джея и Дэйзи ждал счастливый финал, смогли бы они свою юную влюбленность превратить в счастливый брак?