Найти тему

Арестованный портрет или жесткая цензура императрицы Елизаветы Петровны на свои портреты... Почему?

Затерявшись в малоизвестных и второстепенных записках, эта история не попала в исторические труды. Наш герой скромный, исполнительный чиновник Большой таможни, ничем не примечательный и незаметный Конон Тимофеев. В своем деле он был дотошен и неумолим, чем принес государству немало пользы, обогатив казну, а всех дел то у него было - не пропустить без пошлины грузы. Работа работой, а вот смыслом его жизни были вечерние и ночные занятия в маленькой каморке, где он доставал медные доски и до утра водил по ним иглой, царапая рисунок. Затем он прикладывал к доске лист бумаги, ставил под пресс - и в его руках появлялась еще сырая, пахнущая краской гравюра. Он и представить себе не мог какой трагедией обернется эта его всепоглощающая страсть.

Его гравюры не только точно походили на оригиналы картин художников, но и были лучше, так как наблюдательность, необходимая для работы в таможне, оказалась неоценимой в его любимом деле. Он добавлял в картины то, чего там не было для большей правдивости и точности.

Конон сделал множество гравюр на разные темы, но больше всего он любил портреты. Много было парадных портретов в полный рост обожаемой им императрицы Елизаветы, а также камерные, поясные, на которых платье и волосы матушки украшали лишь скромные букетики цветов. Некоторые свои работы он относил в лавку на продажу, а многие дарил друзьям. Особенно ему удался последний портрет в момент коронации Елизаветы.

Современники отзывались о дочери Петра как о редкой красавице. "Совершенная красавица по талье, цвету лица, глазам и изящности рук", - писал французский посланник граф Кампредон. "Сверхъестественная красота!" - вторил ему испанец герцог де Лириа. Граф Шувалов считал, что нет женщины, которая была бы совершеннее Елизаветы. И даже Екатерина II свидетельствовала: " чрезвычайно грациозна, имела прекрасную ножку".

Елизавета Петровна. Яндекс. Картинки.
Елизавета Петровна. Яндекс. Картинки.

Портреты Елизаветы занимали целый зал в Зимнем. И на них красавица Елизавета: стройная, хотя немного полноватая фигура, густая каштановая коса, темные брови, оттеняющие большие голубые глаза, живой лучащийся взгляд. Красивая женщина любит, чтобы ее рисовали. Художники соревновались за право писать портрет самодержицы. Но почему все портреты словно копируют друг друга? На это есть объяснение - существовал высочайший указ об утверждении образца для всех живописцев! Совершенно необъяснимо, почему императрица ввела настоящую цензуру на свои портреты, и эту функцию несла Санкт-Петербургская Академия без апробации которой нельзя было ни выставить, ни продать портрет.

Потомки терялись в догадках, а современники знали: Елизавета была некрасива! А как же отзывы о ее красоте? Все комплименты были дипломатического свойства. Граф Шувалов нуждался в благосклонности Елизаветы. Отзыв Екатерины II: вспомним, что именно Елизавета положила начало ее блистательной карьере, устроив брак бедной и худородной прусской принцессы с наследником русского престола. Больше можно было верить колким пересудам, которые ходили за границей насчет толстого, "картошкой" носа, висячего подбородка, тяжелых век и коротких, "дебелых" (как с горяча сама однажды сказала Елизавета) рук.

Елизавета Петровна. Гравюра К. Тимофеева. 1742 год.
Елизавета Петровна. Гравюра К. Тимофеева. 1742 год.

Елизавета любила бывать в таможне. Наезжала неожиданно, ходила в сопровождении немногочисленной свиты по гулким складам, вдруг, указывая на ящик, велела вскрывать: ей надо было знать, что выписывают из-за границы ее подданные. Возможно Конон и увидел там императрицу. Воспроизведя очередной портрет, он, наблюдатель и правдолюбец, невольно подправил оригинал. В одной из лавок под Кремлевскими воротами гравюру увидел Яков Штелин - управляющий отделом художеств. Он пришел в ужас, что его обвинят в недосмотре и, чтобы опередить донос, скупил все выставленные портреты. За два дня, загнав лошадей, он доставил их императрице. Ему предстояло самое трудное - сопроводить донос осторожными словами, чтобы не обидеть Елизавету ( ведь точный портрет!). Изворотливый царедворец нашел таки слова. "Омерзительно великолепная" - так назвал Штелин гравюру Конона. Гневу императрицы не было предела.

Судьба Конона Тимофеева была решена, его схватили прямо в таможне, ничего не понимающего, долго и мучительно пытали, добиваясь признания в злом умысле. Ничего не услышав, его посчитали особо упрямым, зловредным заговорщиком и засекли до смерти. После этого под указ Елизаветы теперь попадали и гравюры. Следить за "парсунами" императрицы должна была теперь не только провинившаяся Академия наук, но и специально созданный для этого отдел в Главном Магистрате. Пробиться правде стало и вовсе невозможно. Художники трепетали, но от заказов не отказывались ( плата была высока), рисуя лишь то, что было угодно императрице.

Упорная борьба Елизаветы с художнической вольностью кончилась победой: потомки увидели ее такой, какой она сама хотела себя видеть.

Но вот незадача: одна гравюра Конона чудом сохранилась. И посетители императорской Публичной Библиотеки, останавливаясь у отдельной витрины, под стеклом могли видеть изображение полноватой женщины с толстым, чуть приплюснутым носом, мясистым висячим подбородком и тяжелыми, будто сонными веками. Такой она и была.

Не смогла Елизавета обмануть историю...

Спасибо, что дочитали до конца.

Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, будет интересно!

Обзор статьи "Арестованный портрет". Автор: Исаак Глан.

#императрица #история #интересные факты #искусство #портрет #