Двадцатилетняя герцогиня подошла к окну – ей не терпелось посмотреть на фейерверк. Ослабевшая, она несколько дней не выходила из своих покоев, но совсем пропустить торжества просто не могла. Вокруг веселились и пели, танцевали и радовались жизни. Дочери Петра I невероятно хотелось присоединиться к пёстрой толпе. Она не знала в тот момент, что этот праздник – напоследок.
Анна родилась в 1708 году, а официальный статус царевны получила позже, в 1711-м. Дело в том, что российский государь не торопился жениться на свой избраннице, Марте Скавронской. Только после трёх дочерей ему пришло на ум вступить в законный брак. Так и вышло, что Екатерина, Анна и Елизавета оказались незаконнорождёнными.
Впрочем, история знала подобные сюжеты. Людовик XIV тоже признавал своих детей от фавориток постфактум. Это не мешало его дочерям успешно выходить замуж за герцогов и принцев (да еще и с миллионным приданным и титулами), это не повлияло на решение короля назначить престолонаследником, если других не будет, своего бастарда. Ведь такова воля монарха! Сын мадам де Монтеспан лишь потому не занял трон Франции, что был скромным и порядочным юношей, и не стал лишать прав законного Людовика XV. А мог!
У императора Петра был престолонаследник, но отношения с ним выстраивались плохо. Дочери давали надежду на сохранение династии. Просто необходимо было одарить их высоким статусом. Кроме того, государь грезил о браках с королевскими семьями Европы. Он выдавал замуж племянниц, он рассчитывал, что и дочерей удачно пристроит. Вот только первая, Екатерина, умерла совсем маленькой. Для Анны, любимой и весёлой девочки, он искал выгодную партию.
Её считали восхитительной и грациозной. Граф фон Бассевиц писал о ней:
«Ничего не могло быть величественнее её осанки… Самая строгая взыскательность не смогла бы найти в ней хотя бы маленького недостатка».
И образованием эта юная знатная девушка могла перещеголять многих! Анна Петровна к шестнадцати годам отлично говорила по-немецки и по-шведски, знала итальянский и французский языки. Лицо отца расплывалось в широкой улыбке, когда он видел её тоненькую фигурку. Прусский посланник с умилением отмечал: «Нельзя представить ничего милее». При Дворе шептались, что для своей красавицы-дочки государь грезит о престоле. И что сын Алексей – досадная помеха для осуществления этого плана
Подарки обычно распределялись таким образом: сначала супруге, Екатерине Алексеевне, потом дочери, Елизавете, а вот Анне предоставлялось право выбрать себе всё, что придется по вкусу. В Петербурге царевне принадлежал немалый участок земли, вдоль Фонтанки до Аничкова моста. Был у неё и собственный загородный дворец, Анненгоф.
Вскоре в Петербург пожаловал жених. Герцог Карл-Фридрих Гольштейн-Готторпский был претендентом на Шлезвиг и шведскую корону. Небогат, но весьма знатен. И с прекрасными перспективами. При Петре началось обсуждение союза: политического и семейного. Решено было, что если Анна Петровна выйдет за герцога, то сможет остаться православной и воспитывать дочерей в той же вере. А вот сыновей – уже по вере отца. Кроме того, Анна и муж отказывались от российского трона… Однако Петр, на всякий случай, оговорил один существенный момент: дети герцогской четы вполне могут рассчитывать на Империю. Впоследствии это сыграет важную роль в истории нашего государства.
Договор был готов в ноябре 1724 года. Но на бракосочетании молодой пары император присутствовать не смог – он скончался. Свадьбу сыграли уже после, в мае 1725 года. И хотя ничто не мешало герцогу и герцогине уехать в свои европейские земли, они оставались в Петербурге. Правила Екатерина I, Карл-Фридрих занимал место в Верховном тайном совете.
Увы, императрица недолго «замещала» мужа на престоле. В 1727 году не стало и её, и тогда Анне Петровне и её мужу аккуратно намекнули – пора бы восвояси. Это было грустное расставание: герцогиня покидала Петербург, сдерживая слёзы. Она не хотела расставаться с сестрой, а ещё её тревожило отчуждение мужа. Карл-Фридрих любил развлечения и компании друзей. В Петербурге они мало времени проводили вместе. В Киле, куда они приехали, ничего не изменилось.
Молодая, красивая, умная и приятная в общении герцогиня произвела на подданных великолепное впечатление. Её полюбили сразу и навсегда. В Гольштейне начались праздники по случаю приезда, потом – как узнали, что герцогиня ждет наследника. А когда в феврале 1728 года Анна Петровна подарила мужу сына, веселье продолжалось много дней. Палили из пушек, танцевали, ко дворцу тянулась длинная очередь из желающих поздравить… А вот в Петербурге весть о появлении на свет маленького герцога Карла Петера Ульриха восприняли без большого энтузиазма.
Анна чувствовала себя слабой. Шло время, но лучшей ей не становилось. В конце апреля в герцогстве снова устраивали торжества, и молодая женщина всё пропустила. А тут фейерверк! Упросив своих фрейлин, герцогиня устроилась возле окна. Конечно, там дуло, но зрелище было таким красивым!
Это был праздник напоследок. Дочь Петра Первого, его любимое дитя, издала свой последний вздох 4 мая 1728 года. Согласно просьбе двадцатилетней герцогини, её перевезли в Петербург.
А мальчик? Карл Петер Ульрих? Он вам известен - он стал российским императором Петром III. В свой черёд, после Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны. И у него тоже был "праздник напоследок": в 1762 году он едва успел отметить Петров день, свои именины, прежде чем потерять трон навсегда.
#наука #история россии #история #свадьба #короли
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!