В конце июля индекс стоимости морской перевозки Freightos Baltic вырос на 577% по сравнению с показателем того же периода 2020 года. При этом спрос на контейнерные перевозки в первом полугодии вырос только на 13,5%. Почему так произошло?
Статистический сервис Container Trade Statistics собирает данные о спросе на контейнерные перевозки. Спрос — количество импортированных и экспортированных контейнеров. За первое полугодие 2021 года спрос составил 88,65 млн 20-футовых контейнеров (TEU). По сравнению с докризисным 2019 годом спрос вырос всего на 6,2%, с 2020 годом — на 13,5%.
При этом глобальный индекс морского фрахта Freightos Baltic (FBX) в конце июля вырос на значительные 577% по сравнению с 2020 годом и составил $10 176 за 40-футовый контейнер (FEU).
Тенденции к низкому спросу на контейнерные перевозки при их высокой стоимости подтверждает отчет компании Маерск.
Компания подсчитала, что мировой спрос на контейнерные перевозки вырос всего на 2,7% во втором квартале 2021 года по сравнению с тем же периодом два года назад, до пандемии.
Спрос на контейнерные перевозки не растет такими же темпами, что и стоимость перевозки.
Средняя фрахтовая ставка Маерска составила 3038 долларов за 40-футовый контейнер (FEU). Что на 63% больше, чем во втором квартале 2019 года, когда было 1868 долларов за FEU.
Стоимость морской перевозки растет быстро. Почему спрос на контейнерные перевозки не растет такими же темпами?
Проблема не в количестве контейнеров, а в пропускной способности портов, каналов, железных дорог и грузовых автомобилей. Даже если задействовать больше контейнеров, суда будут продолжать стоять в ожидании причала, контейнеры будут долго вывозить и возвращать в порт.
Осенью 2020 года мировой спрос на товары начал резко расти из-за мер поддержки населения в Соединенных Штатах и Европе. Плюсом китайские фабрики быстро восстановили работу и начали выполнять экспортные заказы.
Логистической отрасли нужно было ответить на вызов рынка — быстро грузить, вывозить и возвращать обратно контейнеры. Морские перевозчики адаптировались — возвращали судна пустыми, изменили маршруты и условия возврата порожних контейнеров. У портов такого маневра нет. Быстро построить причала и установить краны для погрузо-разгрузочных операций сложно.
Как заторы в портах Америки запустили процесс роста стоимости? Какие процессы рынка поддержали эту тенденцию? — Прочитать в статье на сайте «Авангард Директ».