Экономисты считают наличие компаний-единорогов одним из признаков эффективности национальной инновационной системы. По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, вероятность превращения стартапа в единорога не превышает 1 к 1000. Опираясь на данные Crunchbase и CB Insights, сотрудники Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ изучили распределение компаний-единорогов на карте мира.
Единорогами принято называть компании, которые в течение не более чем десяти лет с момента основания достигли оценки в 1 млрд долл. США, не прошли первичное размещение на бирже (IPO) и остаются в собственности своих создателей не менее чем на три четверти.
Главные выводы:
По состоянию на июль 2021 г., 76,7% известных в мире единорогов зафиксировано в США (441) и Китае (253). На топ-20 стран приходится 96,8% таких компаний. Почти половина (47,4%) единорогов сосредоточена в Северной Америке, почти треть (31,2%) — в Юго-Восточной Азии, в Европе — 11,6%.
В странах с высоким уровнем дохода располагаются 65,4% единорогов, еще 28,9% и 5,7% — в государствах с доходами выше и ниже среднего соответственно. В странах с низким уровнем дохода единороги отсутствуют. Среди стран G20 таких компаний нет лишь в Аргентине, Италии и России.
В топ-5 городов по числу единорогов вошли Сан-Франциско (122 таких компании), Пекин (97), Нью-Йорк (69), Шанхай (49) и Лондон (28). Из 240 уникальных населенных пунктов, в которых базируются единороги, 31 являются национальными столицами, которые совокупно аккумулируют 219 единорогов (22,8% от их общего числа).
Появлению единорогов способствуют сильный внутренний рынок и благоприятные для запуска инновационных сервисов условия. Наибольшее число компаний-единорогов ведут деятельность в сфере финансовых услуг (131), электронной коммерции (127), создания продуктов и услуг на основе искусственного интеллекта (107).
Пик создания единорогов пришелся на 2015 год, когда были созданы 123 компании, имеющие в настоящее время такой статус.
Высокий уровень развития национальной науки является важным, однако не безусловным фактором появления компаний-единорогов. Последние распределены по странам гораздо более неравномерно, чем научные публикации и затраты на исследования и разработки.