В очередной раз наткнулся на легенду о "крепостном праве большевиков". Мол, в Союзе крестьян закабалили, не давали паспорта, не выпускали из колхозов.
Поговорим о том, что было на самом деле.
Что за странная бумага?
А начнем мы с того, что же такое паспорт. Это сегодня мы воспринимаем паспорт, как обязательный документ, подтверждающий личность человека. Потеря паспорта - это же беда бедовая, ты теряешь правовое положение совсем.
На самом же деле паспорт изначально - это итальянская фраза passa porto - пройти через порт. Паспорт был бумагой, по которой иностранца впускали в страну и регистрировали на границе.
Вспомните "Стихи о советском паспорте" Маяковского. Там некий "господин" "берет паспорта датчан и разных прочих шведов", а потом "господин чиновник берет мою краснокожую паспортину". Речь о таможне, да-да.
Однако же довольно шустро власти начинают придумывать "внутренние паспорта". В России паспорта выдают именно для перемещения внутри страны, чтобы не все и не везде могли ездить.
Благородным людям и всяким чиновникам паспорта давали обычно бессрочно. Разным там крестьянам выдавали временные пачпорта, сроком на 3-4-5-6 месяцев, а потом возвращайся и работай. Остальным выдавали... по-разному) Кому-то могли на несколько лет выдать паспорт, а кому-то могли не выдать паспорт вообще, ибо нечего шататься где попало. Сиди дома и делом займись, шалопай.
"Мы наш, мы новый мир построим"
Так вышло, что для Советов паспорта выступали одним из символов сословных различий, ограничений для простых людей. Ленин еще в 1903 году в статье "К деревенской бедноте" пишет:
Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит: свобода передвижения? Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один урядник, ни один земской начальник не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно.
И потому уже в 1917 году паспорта отменяют. Новые паспорта для советских граждан разрабатывают исключительно для выезда за рубеж - это та самая "краснокожая паспортина", коотрую Маяковский "доставал из широких штанин".
В 1924 году вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности», первая статья которого гласила:
«Органам управления воспрещается требовать от граждан Р.С.Ф.С.Р. обязательного предъявления паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории Р.С.Ф.С.Р. ...
Примечание. Паспорт и другие виды на жительство для российских граждан внутри Р.С.Ф.С.Р., а также трудовые книжки, введенные декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 25 июня 1919 года, аннулируются с 1-го января 1924 года»
Вводились удостоверения личности, которые граждане ИМЕЛИ ПРАВО оформить, если им это зачем-то было надо, сроком на 3 года.
Отсутствие паспорта советского человека говорило о его свободе. Даже когда в 1925 году была введена регистрация граждан по месту проживания (то, что мы называем пропиской), паспорт был не обязателен - прописаться можно было с указанием любого документа - от метрики (свидетельства о рождении) до профсоюзного билета. Да и касалась прописка только жителей городов. (а 90% населения проживало в деревне).
"Кто Вы такая? Откуда Вы?"
В 1929 году Был взят курс на ускоренную индустриализацию страны. Через пару лет Сталин скажет свою знаменитую фразу "Мы за десять лет должны пробежать", и страна "побежала". По стране кипели комсомольские стройки - от БАМа до Туркестана, от Магнитки до Карелии. И, конечно, на эти стройки съезжались тысячи людей, доселе незнакомых. Приезжали - и уезжали.
Это создавало кучу неудобств. Начиная от того, что мог приехать какой-нибудь жулик (а разных воспетых классиками "детей лейтенанта Шмидта" и Остапов-Сулейманов-Мария-бей-Бендеров было много), заканчивая разными ситуациями, когда человек уехал со стройки, завел новую трудовую, а на него там рассчитывали...
Похожая ситуация была и в городах. Люди приезжали и уезжали, кто-то кого-то грабил, кто-то просочился через границу и шпионил...
Так что у властей возникла жгучая потребность понимать, кто у нас сегодня есть в наличии. Введенные правила прописки глобально ничего не поменяли. И потому в 1932 году выходит Постановление СНК №1667, вводящее "Положение о паспортах".
Первый пункт этого положения гласил:
1. Все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта.
Паспорта не были обязательны для всех! Только для тех людей, которые проживали в городах и рабочих поселках, в коммерческих совхозах, а также на траспорте и в новостройках (то есть либо разъезжающие по стране, либо приехавшие непонятно откуда).
Цели паспортной системы в самом постановлении тоже названы:
В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
преамбула Постановления №1667
То есть паспорта вводились для того, чтобы по городам не прятались бездельники и бандиты.
А что же деревенские?
Сельской местности эта ситуация не касалась. В деревне все друг друга знали. Могли не любить, но каждый знал всех, знал историю каждой семьи на 3-4 колена вглубь веков. Все были на виду. Жители соседних деревень друг друга тоже знали хотя бы шапочно. Появившийся чужак не мог быть не замечен - тут своих-то всех насквозь видели, кто с кем кому изменяет, кто с кем пьянствует, кто против кого враждует. Советская власть мало что изменила в деревне. От того, что село стало частью колхоза, а из города приехали в МТС два тракториста, традиции не ломались - скорее, наоборот, через два дня о новых приехавших вся деревня знала всю подноготную.
Поэтому крестьянам паспорта не требовались. Крестьянин без проблем мог поехать в любую точку страны, и никто не мог запретить ему этого.
Правда, в городе у крестьянина могли паспорт потребовать. Милиция, особенно в первые годы действия паспортной системы, проверяла паспорта. Помните, как в фильме "Место встречи изменить нельзя" в ресторане проверяют документы у присутствующих с формулировкой "Усё правильно, граждане, усё справедливо. Документы, граждане, треба носить с собой".
Но что, если паспорт потребовали, а его нет? В Положении было прописано так:
Лица, обязанные иметь паспорта и оказавшиеся без паспортов или временных удостоверений, подвергаются в административном порядке штрафу в размере до ста рублей. Граждане, прибывшие из других местностей без паспорта или временного удостоверения и не выбравшие в течение установленного инструкцией срока паспорта или временного удостоверения, подвергаются штрафу в размере до 100 рублей и удалению распоряжением органов милиции.
То есть если у человека есть какое-то временное удостоверение личности, которое говорит о том, что он из деревни, то никаких вопросов не возникало. В качестве такого удостоверения обчено использовалась трудовая книжка колхозника. Чуть позже появилась практика, когда председатель колхоза выписывал отъезжающему в город справку о том, что человек из колхоза.
Но если колхозник хотел в город переехать насовсем - как это сделать без паспорта?
В Положении 1932 года прописано и это:
6. Паспорта выдаются органами рабоче-крестьянской милиции. Гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, где введена паспортная система, паспорта выдаются без подачи ими заявлений, а гражданам, прибывающим в эти населенные пункты из других местностей, - по их заявлениям.
То есть все, что требовалось приехавшему в город насовсем колхознику - это прийти со своими документами в любой городской пункт милиции и написать заявление на выдачу паспорта. Если очередь была большой, то уж временное удостоверение выдавали сразу. Пошлина за выдачу в Положении тоже прописывалась:
8. При выдаче паспортов с граждан взимается три рубля, а при выдаче временных удостоверений - один рубль.
Но, наверняка, председатели колхозов мешали уезжать в города, да?
Такие попытки действительно были. Еще до введения паспортной системы СНК выпустил постановление от 16.03.1930 (ст.206), где препятствование отходу крестьян из села на "отхожие промыслы и сезонные работы" было приравнено к вредительству народному хозяйству. Т.е. если председатель не давал документов колхознику, не позволял выехать из колхоза, то он должен был стать "невинной жервой режима" - его осуждали по небезызвестной 58-й статье. Раз пришлось на это указывать на общегосударственном уровне, значит, проблема была.
Наверняка были какие-то факты злоупотребления такими возможностями, однако важно понимать - весь смысл коллективизации, создания колхозов состоял именно в том, чтобы повысить производительность труда на селе и дать заводам и фабрикам много рабочих рук. Ведь задумайтесь, в ходе индустриализации строились не просто новые заводы - создавались целые новые города. Откуда должно было появиться население этих городов, если в действующих городах тоже создавались новые заводы?
Правильно, только из деревни. И поэтому мы имеем очень интересную статистику:
В 1926 году, когда паспортов еще нет, сельское население страны - 120 миллионов человек, городское - 26 миллионов.
В 1939 году, когда паспорта уже действуют, сельское население становится 114 миллионов, а городское - 56.
Вы чувствуете, крестьян "не пускают в город" так, что население городов удваивается за 10 лет. За счет кого, интересно?
Кушать хотите?
Разумеется)
Советская статистика говорит нам, что в разгар действия паспортной системы в 1940 году 14 % всего продовольствия люди покупают через колхозные рынки
Колхозные рынки были в каждом городе, от маленьких до гигантских
Кто же торговал продукцией колхозов на колхозных рынках? Внезапно - сами колхозники. Кроме того, у отдельно взятых колхозников было свое подсобное хозяйство, и колхозники могли поехать и продать на этом рынке не колхозную продукцию, а свою собственную.
И это не разовые мероприятия, а 14% всех продуктов, продаваемых в СССР.
Даже небезызвестный кот Матроскин во время поисков клада нам что говорит? "Мы теперь все будем НА РЫНКЕ покупать", да?
Не крепостное право, а свобода
Жители колхозов вполне спокойно ездили безо всяких паспортов по всей стране. И на отдых, и за покупками, и в город переезжали. Дети колхозников, поступившие в город учиться, получали паспорта без проволочек.
Так что о "закрепощении" речи не идет. Напротив, крестьяне не были обязаны заморачиваться темой паспортов и прекрасно обходились без них вплоть до середины 1970-х годов, когда парспортная система распроспространилась на всех. Но это уже совсем другое время и совсем другая история.
Конечно, паспортная система и до 1970-х годов развивалась, были и другие постановления о паспортах. Однако же и там сохранялись правила, по которым колхозники имели право беспрепятственно разъезжать по стране, просто показывая бумагу, что они из колхоза.