Продолжаем обзор фильма «Ледяной драйв» (The Ice Road), где Лиаму Нисону в компании смельчаков предстоит по ледяной трассе через озеро Виннипег на фурах доставить груз, необходимый для спасения шахтеров, оказавшихся изолированными в шахте после взрыва.
- В первой части обзора речь шла о режиссере, источнике вдохновения и подборе актеров. Теперь же поговорим о съемках. Но сначала в двух словах о грузовиках.
Как уже было отмечено, основные аттракционы в фильме – это грузовики и суровая канадская природа. Начнем с грузовиков. Наши герои едут по озеру Виннипег на новеньких «Kenworth». Интересно, что грузовики по ходу повествования меняют свои модели.
На этом кадре «Kenworth T-680»:
А на этом кадре «Kenworth W-990»:
Компания «Trappers», фигурирующая в фильме, вовсе не вымышленная - это реально существующая компания-перевозчик, которую киношники нашли в Виннипеге.
Перейдем к съемочному процессу. Итак, после того, как был отшлифован сценарий и найдены актеры, встал вопрос практической реализации задуманного, то есть где и как снимать грузовики, идущие по ледовой трассе, а также шахту. Наиболее простым и уже обкатанным вариантом было использование хромакеев как при съемках внутри салона, так и общих планов. Но режиссеру Джонатану Хенсли не хотелось идти по пути наименьшего сопротивления, он желал снимать по-старинке.
«С самого начала мы хотели попытаться снять живой экшен, - утверждает режиссер. - Другими словами, настоящие 18-колесные машины на реальном замерзшем озере, чего раньше никогда не делали. Нам нужна была соответствующая толщина льда, поэтому мы отправились в самый холодный город в мире с населением более 500 тыс. человек - Виннипег, Канада. А на озере Виннипег есть настоящие ледяные дороги с индустрией ледовых дорог, поэтому там развита служба водителей ледовых плугов, которые расчищают эти дороги. Так что все сложилось хорошо.
Мы спросили, когда ледяной покров будет достаточно толстым, чтобы выдержать 18-колесные грузовики, и это был февраль, так что это совпало с нашими датами с участием Лиама Нисона. Затем мы просто начали проводить логистические исследования о том, как можно это осуществить, то есть на самом деле перетащить эти огромные грузовики через озеро и начать съемку. Затем была выдвинута действительно умная идея: взять кабины «Kenworth» и установить их на пикапы с водителем-каскадером внизу в кабине, чтобы актеры симулировали вождение. Обычно в таких фильмах интерьеры грузовиков создаются на сцене с зелеными экранами, а у нас каждый кадр настоящий, это настоящее озеро Виннипег».
При этом режиссер требовал от операторов избегать «нереалистичных» ракурсов, желая, чтобы кадры его фильма выглядели приближенными к документальным.
Для работы на местности Джонатан Хенсли связался с художником-постановщиком Арвиндером Грюалем, в активе которого военная драма «К-19», где имелись кадры со всплывающей из-подо льда подводной лодкой, снятые как раз на озере Виннипег. Грюаль в свою очередь обратился за помощью к местному рыбаку Лоуренсу Джонсону, с которым когда-то консультировался при работе над «К-19». Джонсон каким-то невероятным образом мог буквально наощупь определить толщину льда и указать место, где можно снимать.
Конечно, Грюаль и Хенсли столкнулись с определенным скепсисом относительно возможности строительства ледовой дороги и целесообразности столь масштабных натурных съемок, особенно учитывая, что нынче на дворе эпоха вездесущего хромакея. Но экскурсия по замерзшему озеру Виннипег изменила мнение продюсеров. По признанию продюсера Барта Розенблатта, он был поражен толщиной льда и его прозрачностью, ведь сквозь метровый слой льда была видна вода. А еще пришлось привыкнуть к хрусту льда и попадающимся на пути трещинам.
Съемочной группе повезло с погодой, лед на озере был достаточно толстый, а потому наращивать его, заливая водой сверху, не пришлось. В итоге было выстроено 2 км ледяной дороги и еще 1 км вдоль побережья, чтобы там снимать кадры, где нужны деревья и горы.
А вот сама гора в картине имеет искусственное происхождение. Для съемок использовался мусорный холм, который был присыпан землей. Все дело в том, что окружающая местность была довольно плоской, а холм на свалке - самой высокой точкой. На вершине холма снимали сцену, в которой одна фура сталкивает другую.
«В первый день, когда мы были на съемочной площадке, было 37 градусов ниже нуля. Было так холодно, что Лоуренс Фишберн с трудом мог произносить свои реплики, от мороза у актеров застывали челюсти. Кадры Лиама Нисона в воде - это действительно он, и это на улице! Мы не делали цифровой отпечаток его лица на каскадере, это был на самом деле он. На нем спасательный костюм, но все же!»
Нисон признался, что съемки этой сцене в ледяной воде показались ему нестерпимо долгими и он ощущал себя пассажиром, спасающимся с «Титаника». Но, кончено же, в некоторых местах не обошлось и без каскадеров. Как и в случае с «Честным вором», «Заступником» и многими другими картинами Нисона, на площадке в особо сложных моментах Лиама подменял Марк Ванселоу. Хореография и постановка рукопашных поединков были в зоне его прямой ответственности. При этом Ванселоу помогал и Нисону выполнять самостоятельно многие сложные элементы.
Для съемок сцены, в которой фура проваливается под лед, был выкопан котлован, который наполнили водой, а затем заморозили. Пространство вокруг котлована закрыли хромакеями.
Помимо основной сюжетной линии, в фильме есть история горняков, изолированных в алмазной шахте. По сюжету, кислорода им хватит на считанные часы. Декорации выстраивались в павильоне. Для лучшего понимания того, как выглядит реальная шахта, съемочная группа отправилась на экскурсию в действующую шахту, где консультировались с горняками. С реальных камней в шахте были сделаны гипсовые слепки, а также на полу павильона была разбрызгана мастика, чтобы создать эффект повышенной влажности.
И все же, как бы создатели фильма не хвалились тем, что кино снято вживую, глаза зрителя, даже такого неискушенного, как я, не обмануть. И здесь я не удержусь от сравнений. Но сравнивать буду не с «Платой за страх», так как фильмы разделяет несколько эпох, а с фильмом «Черный пес» (1998) с Патриком Суэйзи. Неожиданно? Отнюдь. Возможно, вы никогда не слышали о боевике «Черный пес», но он примечателен хотя бы уже тем, что это один из последних фильмов-погонь, где обошлись без графония. И да, он о грузовиках!
Так вот, если сравнивать с «Черным псом», то, к сожалению, «Ледяной драйв» несколько проигрывает по зрелищности. И основная причина – эта самая компьютерная графика. Как ни крути, а грузовик, реально летящий со скалы или реально переворачивающийся на трассе, впечатляет намного сильнее любых художеств. Особенно, если дело касается многотонных траков. В «Ледяном драйве» все же и в сценах погонь есть графика, да и взрывы тоже рисованные присутствуют.
Но в целом, если вы поклонник жанров «боевик с Нисоном» и «незатейливый экшен с налетом олдскула», то «Ледяной драйв» вам вполне подойдет. Сюжет, да, незатейлив, но грамотно выстроенное повествование и актерская игра заставляют кино работать. Экшен, опять-таки, хоть и не стопроцентный олдскул, но все же близок к старым-добрым фильмам 80-х и 90-х, безо всяких там «форсажных» штучек. Так что на многое рассчитывать не стоит, но посмотреть вполне можно.
ЧИТАТЬ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ОБЗОРА
Еще о Лиаме Нисоне:
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!