Борхеса можно смело назвать властителем дум высоколобой части человечества. Читать его изумительные произведения, цитировать и вообще принимать образы его книг в свой круг миропонимания было особенно модно в России в 80-90 годы, когда один за другим выпускались издания его произведений. Примерно та же участь выпала Францу Кафке в середине ХХ века.
Меж тем к 80-ым годам Хорхе Луис #Борхес был уже на финишной прямой своего жизненного пути, ведь он родился в 1899 году. А в 1986 великий писатель умер.
Мировая известность пришла к нему гораздо раньше, чем российская. Испаноязычный и англоязычный мир зачитывался его книгами давно и был в восторге от его рассказов, жанр которых сложно определить - то ли эссе, то ли новеллы. Казалось бы, несложны сюжеты его текстов, но они сопровождаются удивительно затягивающими переплетениями образов и мыслей, которые и составляют ценность этих произведений. В них-то и ищут тот философский смысл, который, несомненно, присутствует в творчестве Борхеса.
Сама его жизнь выглядит как иллюстрация его же книг. Ослепший в ранние годы, он большую часть жизни ощущал мир только через запахи и звуки, а также тактильно. Неудивительно, что и мир его произведений кажется немного зыбким, нереальным.
В "Имени Розы" Умберто Эко вывел Борхеса в образе слепого библиотекаря. Фактически он констатировал факт, потому что Борхес и в жизни работал директором национальной библиотеки в Буэнос-Айресе. Великий аргентинец провел всю свою жизнь среди книг. Мир в его представлении легко ассоциировался с библиотекой, полной текстов, которые складываются в некий интертекст. Эту мысль он выразил в своей знаменитой новелле «Вавилонская библиотека». Образ мира как Вавилонской библиотеки теперь стал неотъемлемой частью мировой культуры.
Говоря о мире как тексте, Борхес связывал с ним свое понимание вечности. Она бывает природная и искусственная, и именно вторая ипостась интересовала писателя. Ведь сотворенная человеком вечность - это #культура , выраженная через тексты.
Другой важнейший образ, в котором выразилось борхеанское понимание мира - это лабиринт. Об этом - его знаменитый «Сад расходящихся тропок». Образ лабиринта в данном случае выступает как символ поиска истины, которым постоянно занята мысль человека. Однако этот поиск не имеет четко определенного прямого пути, он блуждает в запутанных ходах и выходах, притом #лабиринт имеет свои пределы. На первый взгляд кажется, что он хаотичен, но на самом деле организован - в нем есть центр и есть корневая система.
То есть, согласно Борхесу, мир полон загадок, которые люди должны разгадывать. Вся трагедия человеческой жизни в том, что разгадки-то как раз нет. Шифр мироздания ум человека не в состоянии вскрыть.
Еще один образ, в котором выражается #философия Борхеса - зеркала. Фантазия человека, способная породить целые миры, ассоциируется у писателя с зеркалом, поскольку фантазия отражает действительность, но уходит дальше ее, умножая до бесконечности.
Хорхе Луис Борхес в прекрасной художественной форме ставил перед читателями философские вопросы и предлагал свои ответы на них. У тех, кто знакомится с его текстами, создается впечатление, что они вместе в автором участвуют в разгадке важнейшей тайны. Это увлекательное интеллектуальное занятие не может не затягивать. Именно поэтому, думаю, во всем мире образованные люди любят Борхеса.
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа: