Найти тему

Почему при ЗПР, алалии и аутизме дети часто оказываются интеллектуально сохранными?

Оглавление

Существует устойчивый стереотип о том, что любые проблемы с психикой автоматически влекут за собой и умственные нарушения. Но тут надо понимать, что мозг - это орган, имеющий много структур. Какие-то области ЦНС действительно важны для интеллектуальных способностей, а какие-то нет, но имеют другие не менее важные функции и могут влиять на поведение, развитие ребенка.

Ниже идёт не исчерпывающий перечень таких мест в мозге, но тоже довольно много говорящий.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Ствол мозга

Ствол является древней мозговой структурой и отвечает за:

  • Энергетизацию - поддерживает концентрацию внимания, чтобы у нас было достаточно сил на учёбу, какую-то деятельность. Если энергии мало, ребёнок становится вял, апатичен, медлителен, депрессивен.

Может быть и такое, что его активность не вызывает вопросов (даже могла бы быть поменьше), однако на занятиях малыш пытается полежать на столе, зевает, сидит с пустыми глазами и демонстрирует прочие симптомы невозможности достаточно долго работать, удерживать внимание.

  • Диэнцефальные нарушения - даёт психосоматические нарушения за счёт того, что проблемный ствол влияет на гипоталамо-гипофизарную область. Учитывая, что она регулирует голод, жажду, теплообмен, выделение гормонов, сосудистый и мышечный тонус, работу ЖКТ сложно вообразить сколько всего за собой тащит её повреждение.

Тут и аллергии (которые у детей с нарушениями развития встречаются в несколько раз чаще, чем у нормы), и нарушения стула, пищеварения, проблемы с терморегуляцией, гипо- и гипертонус, мешающие физическому развитию, боли в разных местах, повышение/снижение чувствительности и т.д.

  • Адекватные эмоциональные реакции - через ствол проходит вся информация, которую собирают сенсорные нейроны. Если он будет её неправильно передавать, вышележащие структуры будут выдавать неадекватный ситуации ответ.

Ну вот, к примеру, я часто вижу комментарии типа "Все аутисты агрессивные". Отставим в сторону, что подобные утверждения примерно так же правдивы, как "Все блондинки глупые". Рассмотрим причину агрессии. Её люди тоже часто подменяют исходя из своей логики, типа "это злые дети", "им хочется сделать назло". На самом деле одной из наиболее частых причин проблем с поведением и агрессивностью у детей с РАС являются особенности сенсорного характера: для них слишком громко, слишком жарко, слишком жмёт/трёт и т.д. то, что для нас нормально.

Если неудобства продолжаются достаточно долго, конечно можно увидеть всплеск либо агрессии, либо истерики. Но причина тут вовсе не намерение кому-то навредить, а дисфункция сенсорных систем мозга. Говоря о стволе, может неправильно работать таламус (он действует, как реле - перераспределяет всю полученную информацию по другим отделам мозга), могут плохо функционировать черепные нервы (проблемы с 8-ой парой нервов, к примеру, выльются в редкое нарушение слуха - слуховую нейропатию, здорово напоминающую сенсорную алалию - это когда ребенок не понимает речь).

При этом от стресса в процесс вовлекается миндалевидное тело (часть лимбической системы, которая отвечает за реакции типа "Бей или беги"), и тут уже, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, аутист либо попытается сбежать от дискомфорта (в том числе при помощи истерики), либо может становиться агрессивным.

  • Голубое пятно в стволе мозга является одним из главных источников нейромедиатора норадреналина. Последний значительно влияет на устойчивость поддержания внимания. Недостаточность норадреналина является одной из вероятных причин СДВГ у детей.

Медиальные области лобной и височной коры

Медиальные области мозга, несмотря на отношение к коре больших полушарий, являются древними образованиями, которые имеют плотные связи со стволом, лимбической системой.

Они играю роль связующего звена между корой больших полушарий (где сосредоточен интеллект) и срединными структурами мозга. Кроме того, медиальные области поддерживают энергию, необходимую для работы и учебы. Функционально, как и ствол, их относят к первому энергетическому блоку мозга.

позаимствовано с www.psyrost.spb.ru
позаимствовано с www.psyrost.spb.ru

Собственно, поражение лобной медиальной области может привести к тому, что при любой деятельности, где потребуется мало-мальское поддержание внимания, ребёнок превратится в вялое, апатичное существо с монотонной речью. При этом в "свободном плавании" без занятий, его эмоциональный статус может варьироваться от апатии/депрессии до вечно веселого клоуна.

Мышление остаётся сохранным, однако ребенок будет то и дело пытаться соскальзывать на второстепенные мелочи, растекаться на незначительные детали. Допустим, рассказывая про то, как он решил математический пример, он может начать зачем-то рассуждать про то, как красиво загнута цифра "2".

Возможна дезориентация во времени и пространстве, что может приводить к сильной привязанности к знакомым местам, людям, неприемлемости нового или вылиться в сложности обучения пространственно-временным понятиям.

Для поражения глубоких образований медиальных отделов лобной доли характерно появление стереотипий (навязчивых действий), ритуалов, персевераций (повторение последних слов, действий). Из-за этого родители могут злиться на детей, думая, что они нарочно так делают, однако даже взрослый человек, переживший инсульт этой области, и понимающий всю неправильность своих действий, не может их оттормозить и продолжает, словно "заевшая пластинка".

Эти действия автоматичны, так как из-за патологии в этой области ослаблен тормозящий контроль со стороны лобных долей - нашего главного критика и контролёра. Тут бесполезно гавкать на ребенка и ждать от него фантастического самоконтроля пока он не дозреет, однако иногда срабатывает замена патологического стереотипа на приемлемый путём постепенного навязывания других форм поведения.

Медиальная височная область не так хорошо изучена, как лобная, но даже по той информации, что есть, тоже понятно, что её повреждение не несёт в себе ничего хорошего.

Она участвует в формировании слухоречевой памяти. Детям с сенсорной алалией не в последнюю очередь тяжело запоминать слова и их значение именно из-за проблем с медиальной височной областью, которая не передает информацию "как положено" в гиппокамп (хранилище памяти).

При нагрузке на этот участок мозга, - когда ребенка просят что-то на слух выполнить по просьбе, показать картинки, - может выявляться характерный симптом: сначала малыш показывает всё хорошо и правильно, но этот участок мозга быстро "устаёт", слуховое внимание рассеивается, восприятие звуков речи проседает и начинается угадайка. Грубо говоря, 5 минут назад ребёнок верно по просьбе показывал стул, вы попросили его сделать это ещё раз, а он уже явно наугад показывает стол или что-то другое.

Височная медиальная область располагается близко к лимбической системе, центрам обоняния и вкуса. При их вовлечении в повреждение можем наблюдать соответствующие симптомы - эмоциональные скачки от эйфории до депрессии, склонность к истерикам. А ещё проблему многих детей с РАС - высокую или, напротив, слабую чувствительность к вкусам, запахам и стремление ребёнка решить этот вопрос соответствующим образом. Например, отказаться от еды, есть очень ограниченное количество продуктов, если чувствительность высокая или тягать всё в рот, нюхать всё вокруг, если она низкая.

Напоследок отмечу, что все вышеперечисленные отделы мозга легче всего повредить во время родов, от неаккуратного обращения с младенцем (если не поддерживать его голову), травм шеи. Травмировался ствол, сдвинулись потоки мозговой жидкости - вуаля. Секундное дело, с которым будешь воевать годами.

К инфекции, кстати, тоже наиболее чувствительны именно эти области - в них очень много кровеносных сосудов, а значит всё плохое, - токсины, вирусы, прочие вредности, - попадают в первую очередь именно сюда.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)