Сергей ВОРОБЬЕВ, директор Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Меры по смягчению последствий изменения климата приближают пиковый спрос на нефть, сообщили агентству Reuters нынешние и бывшие официальные лица ОПЕК. «ОПЕК + столкнется с серьезной проблемой – как справиться с сокращением спроса, а также с растущим давлением в сторону снижения цен из-за избыточного предложения», – сказал Рейтер Чакиб Хелил, бывший министр нефти Алжира и дважды президент ОПЕК.
После десятилетий утверждений о росте спроса на нефть в прошлом году ОПЕК признала, что он выйдет на плато, но не раньше конца 2030-х годов. Однако теперь официальные лица заявляют, что после пандемии COVID-19 пик может наступить раньше. «Это может произойти в течение следующих десяти-двадцати лет, учитывая нынешнюю тенденцию использования возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления основных стран-потребителей», – сказал Хелил.
«Спрос может достигнуть пика в течение десятилетия, но, возможно, позже», – говорит Хасан Кабазард, руководитель отдела исследований ОПЕК с 2006 по 2013 год. «Структура энергопотребления изменится, в какой-то момент в 2030-х годах будет пиковый спрос на нефть, когда начнут действовать требования о поэтапном отказе от двигателей внутреннего сгорания», – заявил он.
«Спрос на нефть может достигнуть пика довольно рано, даже в середине 2020-х годов или раньше», – сказал Reuters высокопоставленный чиновник государственной нефтяной компании-члена ОПЕК, который отказался назвать свое имя.
Кроме времени наступления пика спроса принципиальный вопрос – как будут вести себя страны-производители.
Производители с низкими издержками, такие как Саудовская Аравия и остальные страны, Персидского залива приложат все усилия, чтобы увеличить свою долю на рынке. Более мелкие и международные нефтяные компании и страны с более дорогой нефтедобычей действительно пострадают, говорят близкие к ОПЕК эксперты. Воздействие на спрос может спровоцировать конкуренцию за долю на рынке и положить конец их совместной работе над политикой поставок, считают нынешние и бывшие должностные лица ОПЕК. Со временем они ожидают усиления соперничества, и, соответственно, падения рыночной цены нефти.
«Пик спроса на нефть представит новую форму конкуренции между производителями нефти даже в рамках ОПЕК», – заявил Самуэль Чишук, основавший ELS Analysis, ранее работавший в Энергетическом агентстве Швеции. «Такие страны как Ливия и Алжир много экспортируют в Европу, и Европа, возможно, увидела пик спроса или увидит его в ближайшие несколько лет. Но крупные производители Персидского залива более склонны к Азии, поэтому они не будут так быстро поставлены перед фактом пикового спроса на нефть», – считает Чишук. В то же время, говорят эксперты, увеличение доли ОПЕК на сокращающемся рынке нефти не будет долгосрочным преимуществом для стран-членов, если мировой спрос на нефть неуклонно снижается.
Официальная прогноз ОПЕК ожидается в конце сентября, когда группа опубликует свой прогноз World Oil Outlook на 2021 год.
Различные компании и агентства предлагают свои прогнозы спроса на нефть.
В марте текущего года «ЛУКОЙЛ» представил четыре сценария мирового энергетического развития; «Эволюция» («консервативный» — предполагает выполнение странами уже принятых климатических обязательств, а также возврат США в Парижское соглашение по климату), «2 градуса Цельсия», «Равновесие» и «Трансформация». Последние три сценария предполагают, что мировая экономика будет меняться так, что позволит удержать рост глобальной температуры в диапазоне от 1,5 до 2 градусов Цельсия. Сценарий «Трансформация» (1,5 градуса) предполагает радикальные изменения в мировой энергетике и промышленности.
«Все проработанные нами сценарии предполагают существенное увеличение доли возобновляемых источников энергии, перерабатываемого пластика, ускоренную электрификацию транспорта», – говорит Вагит Алекперов.
«ЛУКОЙЛ» прогнозирует пик (максимум) потребления жидких углеводородов в период с 2025 по 2035 год – в зависимости от сценария.
Доля электромобилей в продажах новых легковых машин в сценариях «Трансформация» и «Равновесие» вырастет с 2% в 2019 году до 92% в 2050 году, в сценарии «Эволюция» — до 61%, «2 градуса Цельсия» — до 83%.
Сценарии «ЛУКОЙЛа»
BP в своём Energy Outlook 2020 в двух из трёх сценариях — Rapid Transition и Net Zero — предполагает, что пик потребления нефти уже был достигнут в 2019 году. В сценарии BAU от BP пик нефти будет достигнут примерно в 2025 году.
Goldman Sachs помещает пик спрос на нефть на 2026 год. «Государственная политика, направленная на повышение эффективности и снижение выбросов, в наибольшей степени повлияет на спрос в сегменте автотранспорта. Нефтехимия станет новой базовой нагрузкой для спроса на нефть, движимой экономическим ростом и ростом потребления, особенно на развивающихся рынках» – отмечают в отчете аналитики Goldman.
Однако некоторые нефтяные аналитики смотрят в будущее с большим оптимизмом, как по спросу, та и по цене нефти.
Согласно оценке Wood Mackenzie, разрыв между прогнозируемым в 2030 г. спросом и предложением может составить 20 млн б/с. Увеличение спроса в период 2022-2030 гг. при этом составит 7 млн б/с, а поставки нефти крупными странами-производителями за тот же период при отсутствии новых проектов могут сократиться на 13 млн б/с за счет естественного снижения выработки на зрелых месторождениях США, Китая, России и Норвегии.
Дефицит частично покроют страны, не входящие в ОПЕК. В частности, около 16 млн б/с будут обеспечены разработкой запасов на действующих месторождениях и проектами, расположенных в 48 штатах США. Цена Brent при этом может вырасти к 2030 году до $80/барр.
Дефицит предложения в 2030 году (левая шкала) и безубыточная цена добычи на новых месторождениях для его покрытия
Пока ни одно действующее месторождение нефти не остановлено из опасения снижения спроса, наоборот, компании инвестируют в новые проекты добычи. Принципиальное значение для спроса будет иметь политика центральных банков: если они будут продолжать печатать деньги, их может хватить на развертывание ВИЭ, водород, улавливание СО2, электромобили, сети зарядных станций, вторичную переработку пластиков и прочие меры, сокращающие спрос на нефть. Если монетарное безумие остановится, «зеленые» иллюзии останутся иллюзиями, а нефть по-прежнему будет двигать автомобили, поезда, самолеты и суда.
Информация с сайта www.sectormedia.ru
Все ссылки СЕКТОР МЕДИА ниже.
Ждем в удобном для вас формате: