Это сейчас Австрия - небольшая сухопутная страна без амбиций, а во времена Австро-Венгерской империи был у неё и выход к морю, и флот, включавший линкоры, броненосцы, крейсера и что там ещё по мелочи, включая и подводные лодки. Да, в принципе, и Первую мировую войну австрияки развязали.
Среди командиров подводных лодок самым результативным оказался Георг Людвиг Риттер фон Трапп, человек с интереснейшей судьбой, о нём и его семье снято 3 фильма, поставлен бродвейский мюзикл и написаны мемуары его второй женой. Кстати, Риттер - это не часть имени, а как бы дворянская степень - Рыцарь.
Однако все эти произведения заточены на его послевоенной жизни. Я вчера специально просмотрел фильм "Звуки музыки" - милая музыкальная лента, снятая в типичном голливудском стиле и получившая 5 Оскаров, кстати. И другие награды, вроде "Золотого глобуса. О том, что скрывается за этим лакированным фильмом пишется вот здесь, загляните для интереса: А была ли монахиня? С юмором о фальшивой истории известного фильма.
Мы же сосредоточимся на военной стороне его жизни. Хотя разделить эти стороны непросто. Так, на церемонии спуска подводной лодки , командовать которой ему предстояло, крестной матерью корабля была Агата Уайтхэд, внучка известного изобретателя самодвижущейся мины, позже называемой торпедой. В своё время англичане не восприняли его изобретение, зато проявили интерес австрийцы. Он построил завод в австрийском морском городе Фиуме, где производились эти торпеды, закупаемые в том числе и Британией, и Россией.
Позже завод взялся за строительство подводных лодок, две из них, U-5 и U-6 были собраны из американских комплектующих в 1910 году, так вот после церемонии спуска между молодыми людьми возникли взаимные чувства
Они поженились, имели 7 детей, к сожалению, в 1922 году Агата умерла, заразившись скарлатиной от своей дочери.
U-6 он командовал до войны, потом на некоторое время перешёл на миноносцы, а 17 апреля 1915 года вступил в командование U-5
Представляю, каково было нести вахту на мостике этой лодки в плохую погоду. Подпись под фото гласит: фон Трапп на мостике U-5. Но трудно разобрать, он ли держит рукояти машинного телеграфа или вахтенный офицер
Лодка была уже сильно изношена, о чём его предупредил предшественник, линиеншиффс-лейтенант Фридрих Шлоссер. Австрия вступила в войну с 6-ю лодками и командование стремилось выжать из каждой по максимуму. Механики выкладывались по полной, чтобы поддерживать её в боеспособном состоянии.
Тем не менее, это не помешало фон Траппу уже 27 апреля всадить две торпеды в левый борт французского броненосного крейсера "Леон Гамбетта"
Погибли 684 члена команды и с ними командир корабля и командир 2-й лёгкой дивизии Виктор Сенэ.
5 августа его добычей стала итальянская подводная лодка Nereide. 29 августа захватил и привёл в порт греческий пароход Cefalonia.
14 октября 1915 года фон Трапп принял подводную лодку U-14. Так она в австрийском флоте называлась. На самом деле это была французская "Кюри", захваченная австрияками после того, как она запуталась в противолодочных сетях, всплыла и снова была затоплена. Погибло трое французов из 26 человек команды.
Никак не удержаться, чтобы не сказать пару слов об этих французских лодках. Типа "Брюмер", их было построено 16 единиц
Рубку видите? А она есть :) Вид с другого ракурса
Ходовой мостик:
Вообще, достижения французских подводных лодок более, чем скромны. Об этом есть отдельная статья:
О французском подводном флоте времён 1-й Мировой войны. Довольно печально.
Что касается "Кюри", её подняли со дна, восстановили и назвали U-14. Фон Трапп забрал с собой весь экипаж U-5. Люди отработаны, понимали друг друга с полуслова, имели большой опыт ремонтных работ. А новая лодка преподносила сюрприз за сюрпризом. Отказы, несрабатывания, выход из строя механизмов.
Так команда промучилась до февраля 1916 года, когда лодка была направлена на переоборудование, а в принципе - на перестройку. Так она стала выглядеть после ремонта в январе 1917 года
Фон Трапп был доволен и результаты не заставили себя ждать.
28 апреля был потоплен танкер Teakwood, 5315 тонн водоизмещения. 3 мая итальянский транспорт Antonio Sciesa. 4 июля греческий пароход Marionga Goulandris, шедший из Балтимора в Пирей с грузом зерна. 20 августа французский пароход Constance. На следующий день британский пароход Kilwinning. 26 августа британский Titian и британское судно Nairn, гружёное продовольствием. В мае 1918 года фон Трапп был произведен в корветен-капитаны и назначен командиром базы подводных лодок в Каттаро.
А всего Георг Людвиг Риттер фон Трапп потопил 2 военных корабля и 11 транспортных судов, плюс один, захваченный как приз. Фон Трапп стал самым результативным австрийским командиром подводной лодки.
А "Кюри" после войны была возвращена французам и прослужила до 1928 года.
Рудольф Вильгельм Сингеле
Потопил 14 транспортных судов, правда в основном небольших, общий тоннаж немного больше, чем 15 000 тонн и итальянский крейсер Guiseppe Garibaldi
Повредил 2 транспорта, 1 военный корабль - британский крейсер "Дублин"
и 2 транспорта захватил как приз.
Герман Ригеле
Большой результативностью не отличился, зато топил корабли и в Первую, и во Вторую мировые войны. Он был последним командиром ПЛ Австро-венгерского флота, вышедшим в атаку в Первую мировую войну и это была атака на британский крейсер. 2 октября 1918 года взрывом его торпеды почти оторвало корму HMS Weymouth, но крейсер не утонул, его удалось отбуксировать в порт.
26 октября лодка Ригеле вернулась на базу, а 12 ноября Австро-Венгрия прекратила своё существование. А значит, осталась и без флота. Как и другим военным морякам, Ригеле пришлось искать работу на берегу. Но с началом Второй мировой войны он решил вступить в германский Кригсмарине.
Однако в кадры его не взяли, служил по контракту. Командовал учебными и испытательными лодками UD-1 и UD-3. Это были захваченные голландские лодки. Кроме того, они использовались как транспорты снабжения. На UD-3 он и потопил норвежское судно "Индра" в самом узком месте Атлантики между Африкой и Южной Америкой, будучи одним из старейших командиров немецких ПЛ, ему было уже 50 лет.
После этого похода он командовал учебной флотилией, а войну закончил комендантом порта Триест. Умер в Вене 18 октября 1982 года в возрасте 91 года.
А здесь о французских подлодках в межвоенный период: Подводные лодки Франции- месье знали толк в извращениях
......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь